Рост мощи подводного флота РФ усиливает напряженность в отношениях с США

0

submarine

НЕАПОЛЬ, ИТАЛИЯ – в последнее время российские военные подводные лодки участили свое присутствие в береговых водах Скандинавии и Шотландии, в Средиземном море и Северной Атлантике. Западные военные чиновники говорят, что значительное увеличение присутствия за последние двадцать лет направлено на оспаривание подводного господства США и НАТО.

Адмирал Марк Фергюсон, командующий ВМС США в Европе, заявил прошлой осенью, что интенсивность российских подводных патрулей возросла почти на 50 процентов за прошлый год, ссылаясь на публичные высказывания главного адмирала ВМФ России Виктора Чиркова. Аналитики отмечают, что с тех пор интенсивность не изменилась.

Патрули являются наиболее заметным проявлением возобновившегося интереса президента России Владимира Путина к подводной войне. Правительство потратило миллиарды долларов для создания новых классов дизельных и атомных подводных лодок, которые по сравнению с прошлыми поколениями тише, лучше вооружены и управляются более опытными экипажами.

Сложившаяся напряженность отчасти вызвана расширяющимся соперничеством и наращиванием темпов военного строительства, а также отголосками холодной войны между Соединенными Штатами и Россией. Москва проецирует свои силы не только на Северную Атлантику, но и на Сирию и Украину, наращивает ядерный арсенал и потенциал кибервойны. Американские военные чиновники говорят, что это попытка доказать свою актуальность после нескольких лет экономического спада и сокращения расходов.

Независимые американские военные аналитики считают, что увеличение интенсивности патрулей российскими подводными лодками может быть рассмотрено как законной вызов США и НАТО. Даже небольшая напряженность в отношениях чревата авариями и просчетами. Но независимо от степени угрозы, Пентагон использует усиление российских подводных патрулей в качестве еще одного аргумента в пользу увеличения бюджета на финансирование строительства и модернизации подводных лодок, а также организацию противолодочной борьбы.

Американские военно-морские чиновники говорят, что в краткосрочной перспективе увеличение числа российских подводных лодок с их способностью прятаться в тени западных судов и береговых линиях Европы потребует большего количества судов, самолетов и подводных лодок для слежения за ними. В долгосрочной перспективе Министерство обороны предложило выделить 8,1 миллиард долларов в течение следующих пяти лет для усиления «подводных возможностей», включая производство девяти новых боевых подводных лодок класса Вирджиния, которые могут нести до 40 крылатых ракет Томагавк, что более чем в три раза превышает мощность текущих лодок.

«Мы вернулись к конкуренции великих держав», сказал в своем интервью адмирал Джон М. Ричардсон, начальник военно-морских операций.

На прошлой неделе невооруженные российские военные самолеты неоднократно пролетали мимо авианосца ВМФ США, дислоцированного в Балтийском море. По заявлению американских официальных лиц, в один из пролетов дистанция между самолетом и военным кораблем составила 30 футов. В прошлом году новые российские дизельные подводные лодки выпустили четыре крылатые ракеты по целям в Сирии.

Программа военной модернизации Путина также включает в себя новые межконтинентальные баллистические ракеты, а также самолеты, танки и системы ПВО.

Откровенно говоря, на сегодняшний день вряд ли есть смысл говорить о паритете российского и американского подводного флота. На вооружении России стоят около 45 многоцелевых подводных лодок — около двух десятков атомных и 20 дизельных, которые предназначены для потопления других подводных лодок или кораблей, сбора разведывательных данных и патрулирования. Но западные военно-морские аналитики говорят, что только около половины из них находятся в состоянии боевой готовности, чтобы выйти на задание в любой момент времени. Большинство остаются ближе к родным берегам для поддержания оперативного патрулирования в темпе намного ниже темпа, который был на пике холодной войны.

В Соединенных Штатах 53 многоцелевые атомные подводные лодки, а также четыре атомные подводные лодки, несущие крылатые ракеты, предназначенные для проведения специальных операций. В любой момент времени примерно треть американских подводных лодок находятся в море либо на патрулировании. Другие проходят техническое обслуживание. Американские официальные лица ВМС и западные аналитики говорят, что американские боевые подводные лодки по-прежнему превышают по скорости, выносливости и скрытности развертывания вдали от американских берегов свои российские аналоги.

Пентагон также разрабатывает сложную технологию для мониторинга зашифрованных сообщений от российских подводных лодок и новые виды дистанционно управляемых или автономных судов. Члены альянса НАТО, в том числе Великобритания, Германия и Норвегия покупают или рассматривают возможность покупки новых подводных лодок в ответ на наращивание Кремлем военного присутствия в Балтийском море и Арктике.

Пересмотренная Москвой политика национальной безопасности и стратегия присутствия в морских акваториях в последнее время подчеркивает необходимость для российских военно-морских сил иметь доступ к обширной части Атлантического океана, а также в Арктике.

Российские подводные лодки и корабли-шпионы теперь работают вблизи жизненно важных подводных кабелей, которые несут практически все глобальные Интернет-коммуникации, что вызывает озабоченность у некоторых американских военных и сотрудников разведки. По их мнению, русские могут атаковать эти линии в периоды напряженности или конфликта. Россия также строит подводный беспилотный дрон, способный нести небольшой арсенал тактического ядерного вооружения, который можно использовать в гаванях или прибрежных водах, сообщили американские военные и разведывательные аналитики.

Как и Соединенные Штаты, Россия использует большие атомные подводные лодки, которые перевозят ядерные ракеты дальнего радиуса действия и месяцами прячутся в глубинах океана. Эти подводные лодки, хотя и несут оружие массового поражения, не патрулируют моря и океаны, как это делают боевые подводные лодки, и не вызывают ту же степень озабоченности чиновников американских военно-морских сил.

Аналитики отмечают, что постоянные инвестиции Москвы в боевые подводные лодки позволяют достичь качества, которое контрастирует с качеством производства многих вооружений сухопутных и военно-воздушных сил России, которое было потеряно после окончания холодной войны.

«В российской военно-морской структуре подводные лодки – это драгоценные камни в короне морской боевой мощи», сказал Магнус Норденман, директор Атлантического Совета, отвечающего за инициативы в области трансатлантической безопасности, расположенного в Вашингтоне. «США и НАТО не были сосредоточены на противолодочных операциях в последнее время, что ухудшило их умение в данной области».

Это позволило русским быстро возродить свою мощь, говорят западные и американские чиновники, отчасти из-за страха России быть зажатой.

«Я не думаю, что многие люди понимают, что Россия рассматривает НАТО и Европейский Союз в качестве экзистенциальной угрозы», сказал адмирал Фергюсон в интервью.

В Неаполе, штаб-квартире европейских операций ВМС США, в том числе Шестого флота, командиры впервые за несколько десятилетий вынуждены внимательно следить за передвижениями российских подводных лодок через морские перевалочные пункты, отделяющие Гренландию, Исландию и Соединенное Королевство, так называемый Разрыв Г.И.Ю.К. (G.I.U.K. Gap), который во время холодной войны имел решающее значение для защиты Европы.

Этот участок океана шириной в сотню миль представлял собой линию, которую советским военно-морским силам пришлось бы пересечь, чтобы добраться до Атлантики и остановить силы Соединенных Штатов, направляющиеся через море для укрепления европейских союзников Америки во время конфликта.

Американские противолодочные самолеты были размещены в течение многих десятилетий на военно-морской базе Кефлавик в Исландии — в середине Разлома Г.И.Ю.К. — но они покинули базу в 2006 году, спустя годы после окончания холодной войны. После этого военно-морской флот США полагался на противолодочные самолеты P-3, периодически дислоцированные на базе.

Теперь флот готов потратить около 20 миллионов долларов на обновление ангаров и технического оснащения базы Кефлавик, чтобы она была в состоянии обслуживать новую передовую модель морского патрульного самолета P-8A Poseidon. Эти средства является частью нового 3,4 миллиардного проекта Пентагона «Европейская Инициатива Перестраховки» (European Reassurance Initiative), финансирование которого увеличилось в четыре раза по сравнению с прошлым годом для развертывания тяжелого вооружения, бронетехники и другого оборудования для стран НАТО в Центральной и Восточной Европе с целью сдерживания российской агрессии.

Официальные представители ВМС выражают обеспокоенность тем, что все больше российских патрульных подводных лодок выходят за пределы Атлантики в Средиземное море и Черное море. У России сейчас один средиземноморский порт в Тартусе, Сирия, но официальные представители ВМС говорят, что Москва хочет открыть другие, возможно, на Кипре, в Египте или даже Ливии.

«Если русская боевая подводная лодка с ядерным вооружением на борту блуждает по Средиземноморью, вы захотите следить за ней», сказал Дмитрий Горенбург, русский военный специалист в Центре военно-морского анализа в Вашингтоне.

В этом месяце Агентство по углубленному изучению проектов обороны (Defense Advanced Research Projects Agency) окрестило 132-футовый прототип беспилотного морского корабля с датчиками слежения на борту Морской Охотник (Sea Hunter). Корабль производится с целью автономной охоты за подводными лодками и минами в течение срока до трех месяцев.

Союзники также проведут полдюжины противолодочных учений в этом году, в том числе большие учения, запланированные на позднюю весну под названием «Подвижный Мангуст» (Dynamic Mongoose) в Северном море. В учениях примут участие военные корабли и подводные лодки из Великобритании, Франции, Германии, Нидерландов, Норвегии, Польши и Соединенных Штатов Америки.

«Мы еще не совсем в состоянии холодной войны», сказал Джеймс Г. Ставридис, отставной адмирал и бывший Верховный главнокомандующий ОВС НАТО, который в настоящее время является деканом Школы Права и Дипломатии им.Флетчера при Университете Тафтса. «Но я уверен, что мы можем увидеть еще одну, учитывая текущие позиции, на которых мы стоим».

Комментариев (1)

  1. John_Galt

    Этот так точно копипаст из кремлевского говноканала

Добавить комментарий

 
 
Наверх