Клинтон против Трампа: гонка окончена?
Нэйт Кон
С первого дня съезда Демократической партии прошло три недели, а Хиллари Клинтон сохраняет позиции беспрекословного лидера по результатам опросов как национального масштаба, так и в ключевых для гонки штатах.
Её преимущество в 7-8 процентов (по результатам общенациональных опросов) может слегка уменьшиться за следующие несколько недель. Но прошло уже много времени с тех пор как её рейтинги, которые выросли во время проведения съезда партии, должны были упасть. И это делает положение Трампа незавидным: ни один из кандидатов нашего времени, который бы настолько отставал от лидера спустя несколько недель после партийного съезда, не стал президентом.
Вот почему закономерно ожидать шквал статей о том, что, по сути, президентская гонка «закончена».
Пожалуй, это довольно сильное заявление, по крайней мере, с точки зрения истории. Согласно прогнозу рубрики «Заключение» газеты «The New York Times», у Клинтон 88% шансов победить на выборах — такова вероятность принести победу своей команде в американском футболе, забив трёх-очковый гол с 20-ярдовой линии.
Так шансы этого кандидата на победу предстают куда нагляднее. Если Клинтон победит, вероятно, мы вспомним сегодняшние дни и скажем, что в это самое время мы уже знали, что она победит. Если же проиграет, следующие два месяца будут обсуждаться ещё несколько десятков лет.
У нашей аналогии есть один недостаток: Клинтон может победить за счёт чего-то большего, чем трёх-очковый бросок в ворота.
Намного вероятнее, что Клинтон выиграет выборы с большим перевесом голосов избирателей в свою пользу — что станет крупнейшей победой на президентских выборах с 1984 года – чем возможная победа Трампа. Согласно прогнозу «Заключения», больше шансов на то, что Клинтон одержит верх в традиционно республиканской Южной Каролине, чем на то, что Трамп станет президентом США. В этом смысле сейчас, если вернуться к нашей аналогии, Клинтон может похвастаться двузначным отрывом в счёте в начале третьей четверти игры.
Думаю, мы не ошибёмся, если скажем, что преимущество Клинтон — ощутимое и стойкое. Опросы Gallup показывают, что скачок рейтинга кандидата, по обыкновению имеющий место после съезда, перешёл в снижение: рейтинги обоих кандидатов вернулись к прежнему показателю до съезда.
Отчасти долгосрочное лидерство Клинтон по результатам опросов обязано тому, что избиратели, тяготеющие к демократам, едва ли станут на сторону Трампа. Результаты последних опросов продемонстрировали, что поддержку Клинтон оказывают почти 90 процентов сторонников Берни Сандерса и более чем 90 процентов демократов.
Но у весомого лидерства Клинтон есть одно уязвимое место, которое может пошатнуть её положение, по крайней мере, такие примеры есть в истории. Она пользуется поддержкой только 48 процентов избирателей и вырвалась вперёд лишь потому, что Трамп «застрял» со своими примерно 40 процентами. Учитывая сегодняшний «разношёрстный» электорат, у него такие низкие показатели потому, что он не объединил вокруг себя тех, кто по обыкновению предпочитает голосовать за республиканцев на выборах президента. К большому удивлению, Трамп пользуется поддержкой менее 70 процентов избирателей, считающих свою партийную принадлежность республиканской.
Такую же разобщённость среди избирателей ранее испытали два кандидата, оказавшиеся востребованными в последний момент – это Хьюберт Хамфри в 1968 году и Джеральд Форд в 1976 году. Съезды, на которых их выбрали единственными кандидатами от партии, оказались полны противоречий, и они покинули их, так и не сумев привлечь к своей кандидатуре избирателей, тяготеющих к их партии. Оба отставали от лидера, по крайней мере, на десять процентов в августе и сентябре, имея поддержку в основном менее 35 процентов избирателей.
Однако в итоге костяк избирателей-республиканцев проголосовал за Форда, а большинство демократов севера страны – за Хамфри. Форд проиграл всего лишь 2 процента голосов, а Хамфри – менее одного. Эти два примера, не считая ещё одного, представляют собой случаи самого минимального отрыва в полученных кандидатами голосах на выборах президента в 20 веке.
Если вы фанат Трампа, которому нужна надежда и подобный случай из истории — это всё, что я могу предложить. Да, Хамфри и Форд не победили на выборах. Но ведь у них были все шансы.
Только вот стоит задаться вопросом, ждать ли от Трампа попытки объединить вокруг себя избирателей, настроенных про-республикански. У многих людей, голосующих за республиканских кандидатов, сложилось о нём неблагоприятное впечатление и что хуже, согласно опросам, многие из них полагают, что Трампу недостаёт знания и навыков или даже сдержанности, чтобы быть президентом.
В пользу того, что эти выборы – особенные, говорит поведение республиканских политиков: семь республиканцев-членов Сената пока ещё не поддержали Трампа публично. Это крайне необычно. И такое положение дел может усугубиться. Ещё больше республиканцев могут отказаться от него, особенно если он продолжит отставать по результатам общественных опросов, а это, в свою очередь, может подтолкнуть и самих избирателей последовать их примеру.
Такая информация не учитывается в прогнозе, составленном «Заключением» или другими сайтами, например, FiveThirtyEight. И здесь мы вновь обратимся к нашей спортивной аналогии: другими словами, прогноз не учёл, кто является квотербеком отстающей команды: Пейтон Мэннинг или Райан Лиф.
Если Трампу не удастся объединить вокруг своей персоны избирателей-республиканцев, Клинтон будет иметь все шансы на победу с огромным перевесом. Возможно, многие избиратели, голосовавшие за республиканцев, на этот раз проголосуют за кандидата от третьей партии или вовсе не пойдут голосовать. Немногие из них проголосуют за Клинтон, что тоже внесёт свою лепту. Может быть, в ноябре она получит 54% голосов, а Трамп – 42%, а также вырвет у него победу в Южной Каролине.
Если же Трамп сможет продвинуться в сплочении республиканцев, для Клинтон гонка окажется не такой предсказуемой. Однако, за ней по-прежнему сохранится лидерство: те 48 процентов, которые она набирает по результатам опросов, не дают Трампу развернуться.
Чтобы вырвать победу на выборах, Трампу необходимо будет получить достаточно голосов белых американцев, относящихся к рабочему классу, особенно белых американцев без высшего образования, чтобы компенсировать свою непопулярность у избирателей с высшим образованием и латиноамериканских избирателей, поддерживающих кандидатов от Республиканской партии, и в особенности у хорошо образованных женщин. Таковы были результаты опросов, когда у Клинтон и Трампа были практически равные шансы на победу, даже немного больше у Трампа – в мае и первой половине июля.
Учитывая случаи в истории выборов, нельзя исключить ни абсолютную победу Клинтон, ни победу Трампа с минимальным перевесом голосов, когда до выборов остаётся больше 80 дней. Опять же, если ссылаться на так называемую базу политологических исследований — прогностическую модель Алана Абрамовица — можно ожидать, что республиканцы на этих выборах будут иметь либо равные шансы на победу с демократами, либо чуть больше шансов.
Но они больше не являются фаворитами – в основном благодаря тому, что Трамп скорее демонстрирует игру Лифа, чем Мэннинга. Если он продолжит в том же духе в эти последние месяцы, он упустит те скромные возможности на победу, которые у него остались.
Комментариев нет. Войдите чтобы оcтавить комментарий.