Из-за финансовых бед в Пуэрто-Рико снова призывают к независимости

0

Мэри Уильямс Уолш

Сан-Хуан, Пуэрто-Рико – В марте 1954 года Рафаэль Кансель Миранда (фото сделано в июне этого года) пронёс оружие в здание Конгресса и вместе с тремя другими пуэрториканскими националистами открыл огонь с балкона для посетителей. Пять членов Конгресса были ранены. Трёх мужчин и женщину, совершивших покушение, быстро арестовали и предали суду. Кансель Миранда, которому тогда было 23 года, получил самый большой срок из всех участников – 85 лет. Он пробыл в тюрьме 25 лет, после чего был помилован президентом Джимми Картером.

Сегодня Кансель Миранда — единственный живой из всей четвёрки. Он проживает вместе со своей женой Энджи на тихой улочке с одноэтажными домиками с верандой в той части Сан-Хуана, где улицы называют в честь звёзд и созвездий. Он стал хуже видеть, но иногда всё же появляется на собраниях активистов за независимость, где люди помоложе считают его легендой.

Его давно затаившаяся злоба вышла наружу из-за огромного долга острова, насчитывающего 72 млрд. долларов. По этой причине управление кризисом в Пуэрто-Рико берёт на себя федеральная власть США. В ближайшее время контроль над островом и его финансами перейдёт к комиссии из семи членов, назначенных Конгрессом и президентом Обамой. Финансовый сектор экономики острова находится в плачевном состоянии из-за необходимости из года в год брать долгосрочные займы для покрытия растущих текущих расходов. Для такого давнего националиста, как Кансель Миранда, это лишь ещё одно доказательство того, что колониализм жив и процветает.  

Этим летом случилось нечто необычное: в июне губернатор Пуэрто-Рико Алехандро Гарсия Падийя прибыл в Нью-Йорк и заявил представителям специального комитета ООН, что несмотря на формальные атрибуты власти, имеющиеся у Пуэрто-Рико, государство продолжает оставаться колонией Соединённых Штатов. Он попросил помощи ООН в реализации права острова на самоопределение, который является содружеством по отношению к США. «Пуэрто-Рико жаждет справедливости», — сказал Гарсия Падийя. Специальный комитет ООН призвал Вашингтон «позволить пуэрториканскому народу всецело воспользоваться его неотчуждаемым правом на самоопределение и независимость». 

Чтобы понять, почему слова Гарсии Падийи оказались столь необычными, необходимо знать, что его Народная демократическая партия заявляет, что уже освободила Пуэрто-Рико от колониального гнёта. Независимость острова – вполне себе предмет гордости: партия ставит себе в заслугу наделение острова уникальным статусом «свободно ассоциированного государства», согласно которому Пуэрто-Рико может получать все преимущества от союза и в то же время быть свободным, не выбирая между движением за присоединение в качестве штата и движением за независимость. Партия заявляет, что она добилась этого ещё в 1954 году, и с тех пор остров обладает статусом свободно присоединившегося государства. «Это враньё!» — сказал в недавнем интервью Кансель Миранда. «Мы никогда не управляли собственной страной».  

События этого года заставили многих пуэрториканцев прийти к такому же заключению. В январе по вопросу о двукратном привлечении к ответственности за одно и то же преступление Верховный суд США постановил, что Пуэрто-Рико не может осуществлять самостоятельное судебное преследование, поскольку остров наделён властью лишь в той мере, в какой это дозволено Конгрессом. Мало кто обратил на это внимание на материковой части США, но в Пуэрто-Рико такое решение суда подтолкнуло главу Народно-демократической партии Давида Берньера, кандидата на пост губернатора, призвать к «срочному пересмотру отношений между Пуэрто-Рико и Соединёнными Штатами». Партия, которая придумала статус «свободно ассоциированного государства», теперь решила его пересмотреть.

Следующим шагом стало то, что администрация Обамы сослалась на пункт, включающий понятие «территории», чтобы протолкнуть законопроект, позволяющий Пуэрто-Рико реструктуризировать свой огромный долг. Данный пункт даёт Конгрессу право «принимать все необходимые правила и установления» для территориальных образований, именованных «территориями». Применение этого пункта ясно дало понять Пуэрто-Рико, что у острова нет права исполнять собственные законы. Принятый в июне закон о реструктуризации долга поместил финансы острова под федеральный контроль комиссии из семи членов. Многие восприняли это доказательством того, что форма свободно присоединившегося государства не имеет смысла.

«Семь человек, которых мы не выбирали, будут управлять нами», — говорит Мария де Лурдес Сантьяго, сенатор, член Партии независимости Пуэрто-Рико. Она, как и Берньер, участвует в гонке за губернаторское кресло. «Это диктатура», — считает она. По её словам, из-за долга острова здесь начались большие изменения, но она надеется, что Пуэрто-Рико в конце концов сможет «деколонизоваться на законных основаниях».

Представительница Белого дома Брэнди С. Хоффайн сказала, что «народ Пуэрто-Рико желает разрешить вопрос статуса острова», и сослалась на рекомендации созданной президентом рабочей группы, которые конкретно указывают пути определения этого статуса. «Президент по-прежнему придерживается принципа самоопределения для народа Пуэрто-Рико», — заявила она.  

В беседе, состоявшейся в доме Канселя Миранды, он признался, что предыдущая попытка деколонизации – та, которую проводила партия народных демократов — была профанацией и привела к стрельбе в Конгрессе. Он включил чёрно-белое видео с зернистым изображением, на котором он, молодой Кансель Миранда, в ходе допроса отказывается извиниться за стрельбу. После он начал разъяснения.

Он сказал, что ООН объявила 1950-е годы «десятилетием деколонизации», и Пуэрто-Рико внесли в список колоний, которые должны быть освобождены. Но Вашингтон лишь формально занимался деколонизацией – его главной заботой в то время была холодная война. Нужно было вычеркнуть Пуэрто-Рико из этого списка, но не давать ему полной самостоятельности. Согласно Канселю Миранде, она бы означала потерю портов, аэродромов и прочих преимуществ.

Историки говорят, что первую Конституцию Пуэрто-Рико помогали писать представители власти США, и они добавили в неё пункт, который сегодня вызывает горячие споры: в случае финансовых трудностей в первую очередь должны быть выплачены деньги по облигациям, выпущенным администрацией острова. Вашингтон вливал деньги в инфраструктуру острова и обещал налоговые льготы тем американским компаниям, которые обоснуются в Пуэрто-Рико и создадут там рабочие места.   

Как бы то ни было, эти программы пришлись по душе некоторым выборным чиновникам острова, которые ранее выступали за независимость. Они придумали термин «свободно ассоциированное государство» и заявили, что это значит, что Пуэрто-Рико является суверенным и равным Соединённым Штатам государством, преследующим общие с ним интересы по взаимному согласию. В Конституции острова используется испаноязычный термин «свободное ассоциированное государство». (Англоязычный аналог статуса Пуэрто-Рико – «содружество».)    

В 1953 году специальный комитет ООН проводил заседание по поводу того, можно ли убрать Пуэрто-Рико из списка колоний. Кансель Миранда говорит, что был там, слушал, как делегаты из США докладывали, что на острове теперь проводятся свободные выборы, есть своя Конституция и другие признаки самоуправления. Однако, были свидетели, которые заявили, что всё это – фальшивка. Когда комитет вновь собрался на заседание и проголосовал, стало ясно, что верх взяла вашингтонская точка зрения. «Вот когда националисты решили: «Нам придётся донести до них нашу точку зрения», — говорит Кансель Миранда. «Это было причиной покушения на конгрессменов».

Их послание замолчали долгие годы заточения. За столько лет воспоминания о покушении изгладились из памяти жителей США. А в самом Пуэрто-Рико вооружённый бунт сменился выборами. Сантьяго говорит, что Партия независимости уважаема, но она набирает немного голосов, несмотря на то, что её популярность растёт. Кажется, теперь большинство пуэрториканцев поверили, что статус «свободно ассоциированного государства» оказался фикцией, хотя и неясно, что они станут делать с ним дальше. «Вы видели, что я говорил в 1954-ом: «Я не раскаиваюсь», — говорит Кансель Миранда. «И 62 года спустя мне всё также не жаль».

Комментариев нет. Войдите чтобы оcтавить комментарий.

Добавить комментарий

 
 
Наверх