Малозаметный факт: торговый оборот перестал расти
Постоянный поток товаров из Азии в США в прошлом месяцу неожиданно прервался, так как южнокорейская компания судоходная компания «Ханжин» объявила о банкротстве, оставив несколько десятков своих грузовых судов в открытом море.
Это событие открыло глаза на стагнацию глобализации.
Рост товарооборота между странами был одним из важных и противоречивых экономических явлений последних декад. Сегодня, несмотря на шумные дебаты, вышедшие на новый уровень во время предвыборной кампании, мало кто обращает внимание на тот факт, что объём торговых сделок перестал расти. Объём глобальной торговли оставался на одном уровне в первом квартале 2016 года, затем упал на 0,8% в следующем квартале, если верить статистическим данным из Голландии, которые обычно заслуживают доверия.
Соединённые Штаты не являются исключением из общей тенденции. Общий объём американского импорта и экспорта упал более чем на 200 миллиардов долларов в прошлом году. За первые девять месяцев 2016 года товарооборот упал ещё на 470 миллиардов.
Впервые со времён Второй мировой войны объём торговли с другими странами упал в период экономического роста.
Вялый глобальный экономический рост является как причиной, так и результатом замедления. В лучшие времена благосостояние увеличивало объём торговли, а торговля улучшала благосостояние. Сейчас колесо вращается в обратном направлении. Снижение потребления и инвестиций тянет за собой торговлю, которая замедляет рост.
Вместе с этим стали видны знаки того, что снижение темпа становится структурным. Развитые страны больше не в восторге от глобализации.
Переговоры Всемирной Торговой Организации на тему глобальной торговли в прошлом году завершились провалом. Трансатлантическое партнёрство, пытавшееся протолкнуть региональное соглашение среди стран Тихоокеанского кольца, также потерпело неудачу. Против него выступили оба главных претендента на пост американского президента. Тем временем возникают новые барьеры. Британия покидает Европейский Союз. ВТО в июле заявила, что, начиная с 2008 года её члены ввели более чем 2100 новых ограничений на торговлю.
«Ограничение свободной торговли застопорит двигатель, который выдавал беспрецедентный объём благосостояния по всему меру многие десятки лет», – написала в своём недавнем обращении к нациям Кристин Лагард, управляющий директор Международного Валютного Фонда, призывая их возобновить торговлю.
ЕС и Канада, вопреки общей тенденции, подписали в воскресенье новое торговое соглашение.
Несомненно, трудно вызвать энтузиазм у США и других развитых стран. Прибыль от глобализации досталась богатым, в то время как в жертву были принесены уволенные рабочие, и правительства не смогли ничем им помочь.
Революция «Волмарта» окончилась. В 90-е годы глобальная торговля росла в два раза быстрее глобальной экономики. Европа объединилась. Китай стал всемирной фабрикой. Импортные пошлины упали. Транспортные расходы были копеечными. Это была эра «Волмарта».
Но перемены прошли. Европа трещит по швам. Низкие пошлины и цены на перевозки достигли своего дна. Роль Китая в глобальной экономике меняется. Страна производит больше чем производит и потребляет больше чем производит. Кроме того, окрепший китайский производственный сектор делает всё больше собственных комплектующих. МВФ в прошлом году сообщил, что доля импортных компонентов в товарах с клеймом «Сделано в Китае» упала до 35% по сравнению с 60% в 1990-е.
Результат: МВФ подсчитал, что глобальный прирост в 1% в 90-е увеличивал товарооборот на 2,5%. При этом в прошлые годы этот же прирост увеличивал торговлю только на 0,7%.
«Ханжин» как и другие крупные судоходные компании, считала, что мировая торговля продолжит свой стремительный рост. В 2009 мировые судоходные линии перевозили 12,1 миллиона стандартных контейнеров, что сыграло главную, хотя и незаметную, роль в росте глобального товарооборота. В прошлом году компании могли перевезти 19,9 миллиона контейнеров, но большинство из них остались невостребованными.
Индия не станет новым Китаем. Большинство торговых сделок заключается между развитыми государствами. Институт МакКинси подсчитал, что 15 стран заключают 63 процента всех сделок на поставку товаров и оказание услуг. Доля финансовых инвестиций этих стран ещё больше.
Китай вступил в этот клуб по старинке: он создал средний класс с помощью заводов. Но автоматизация производства не позволяет остальным странам следовать за Китаем. Дэни Родрик, экономист из Гарварда, определил, что занятость на производстве в Индии и других развивающихся странах достигла предела. Этот феномен он назвал преждевременной деиндустриализацией.
Слабость глобальной экономики усиливает тренд. Инфраструктурные инвестиции мультинациональных корпораций по сообщению ООН от 2015 года снижались три года подряд. Организация предполагает дальнейшее снижение в текущем году. Но даже если рост возобновится, автоматизация снизит инициативу инвестировать в страны третьего мира, где рабочие руки стоят недорого, что уменьшит прибыль от этих инвестиций для граждан развитых государств.
Политическая реакция также глобальна. Экономист Бранко Миланович опубликовал в 2012 году график, который иногда называют слоном из-за определённой схожести. Он показывает, что реальные доходы большинства населения земли росли между 1998 и 2008 годами, однако в их число не входили США и другие развитые страны.
График часто представляют как картину последствий глобализации. Реальность более сложная, но восприятие однозначно. Избиратели в развитых странах всё больше видят себя жертвами торговли со странами третьего мира, и готовятся нанести ответный удар.
Президентская кампания Дональда Трампа является очевидной манифестацией, так же, как и отказ Хиллари Клинтон поддерживать сделку Трансатлантического Партнёрства. Опубликованное в апреле исследование обнаружило что избиратели тех участков, где многие потеряли работу, с большей вероятностью не выберут умеренных кандидатов и отдадут свои голоса кандидатам с более бескомпромиссной позицией.
Экономическая стагнация также настроила европейских избирателей против внешней торговли.
Профессор Родрик говорит, что сторонники свободной внешней торговли виноваты в переоценке выгоды и недооценке отрицательных последствий. «Из-за того, что они не сумели предоставить информацию об особенностях и опасностях этого явления, сейчас торговля обвиняется во всех смертных грехах, включая те, в которых она не виновата, – сказал он. – Если демагоги и шовинисты, делающие нелепые заявления по поводу торговли, добьются того, что их услышат, часть вины в этом должна лечь на ярых поборников торговли».
Комментариев нет. Войдите чтобы оcтавить комментарий.