Как серая крыса покорила Нью-Йорк (и другие города)
Миллионы их живут в Нью-Йорке, миллиарды в других городах и на фермах по всему миру. И везде, где они бегают, они причиняют ущерб.
Они пожирают пищевые запасы и загрязняют всё, что для них несъедобно, фекалиями и мочой. Они распространяют большое число вирусов и вредных бактерий. В нежных экосистемах по всему миру они ставят другие виды на грань исчезновения.
«Они прогрызают стены. Они перегрызают провода. Они разрушают машины, – говорит Джейсон Мунши-Саус, биолог из университета Фордхэма. – Они всюду, где люди».
Удивительно, но несмотря на свою вездесущность, раттус норвегикус, известная как серая крыса, до сих пор остаётся загадкой. У учёных есть только одна неопределённая версия как она превратилась из дикого животного в нежелательного для людей компаньона.
Доктор Мунши-Саус со своими коллегами завершили первое тщательное генетическое исследование серых крыс со всего мира. Их история изобилует такими поворотами, что удивляются даже эксперты.
Учёные обнаружили, что после медленного распространения в течение тысяч лет, серые крысы галопом захватили большинство планеты в последние триста лет. И как только серые крысы поселяются в городе, они, по данным исследования, изгоняют всех прибывающих после них. Это открытие может иметь большое влияние на наше здоровье.
Доктор Мунши-Саус говорит, что исследование началось с простого вопроса: «Что такое нью-йоркская крыса и откуда она появилась?».
Он вступил в контакт с исследователями со всех конов мира с просьбой получить ДНК местных крыс чтобы сравнить с ДНК крыс, пойманных в Нью-Йорке. К своему удивлению, доктор получил образцы ДНК крыс из сотен мест, от Галапагосских островов до Бразилии, от Новой Зеландии до Японии.
Вместо того, чтобы ограничиться вопросом откуда серая крыса появилась в Нью-Йорке, доктор Мунши-Саус понял, что он в состоянии узнать историю происхождения крыс во всём мире.
Эмили Пакетт, исследователь из его лаборатории, проанализировала образцы ДНК, распределив 314 серых крыс из 30 стран по генетическим схожим видам. Она смогла определить, как разные популяции крыс постепенно скрещивались.
Доктор Пакетт, доктор Мунши-Саус и их коллеги опубликовали результаты своих исследований в «Вестнике Королевского общества биологии».
Серую крысу иногда называют норвежской, но новое исследование подтверждает, что это название неверно. Напротив, серая крыса зародилась в северном Китае или Монголии. Прежде чем крысы стали нашими компаньонами, они кормились растениями и мелкими животными в холодных широких степях.
Фермерство в северном Китае появилось относительно поздно, но в какой-то момент первобытные крысы, обнаружив поблизости надёжный источник пищи, поселились на фермах и в сёлах.
Доктор Пакетт и её коллеги не могут сказать, как долго серые крысы оставались в северном Китае, но рано или поздно крысы начали расширять свой ареал. Исследование предполагает, что первая миграция привела крыс в юго-восточную Азию.
Намного позже вторая волна серых крыс накрыла северо-восток, Японию и Сибирь. Другие потянулись на запад, постепенно достигнув Европы. Таким образом на континент было совершено три крупных вторжения. Эти крысы могли путешествовать по дорогам, или в кораблях, ходивших между берегами Азии и Европы.
Новое исследование предполагает, что серые крысы распространялись по миру медленнее своих родственников, чёрных крыс и домашних мышей. Причина может быть географической: домашние мыши зародились в Плодородном полумесяце (Ирак, Кувейт, Ливан, Сирия, Палестина и Иордания), а чёрные крысы в Индии. Фермы и обширная торговля развились в этих местах намного раньше, чем в северном Китае, поэтому чёрные крысы и домашние мыши стали путешествовать раньше.
Но в последние триста лет серые крысы с лихвой наверстали упущенное.
Доктор Пакетт с коллегами обнаружили, что предки серых крыс с Аляски и восточного побережья США и Канады родом из России. Они могли прибыть на бортах кораблей, следовавших к поселениям добытчиков пушнины в Новом свете в 17 и начале 18 века.
Тем не менее, европейские серые крысы стали настоящими путешественниками. Когда западноевропейские страны колонизировали другие части света, они брали грызунов с собой.
Серые крысы Нью-Йорка и других восточно-американских городов являются потомками западноевропейских крыс. Крысы в Южной Америке, Африке, Новой Зеландии и на изолированных островах, разбросанных по Атлантическому и Тихому океанам, также произошли от западноевропейских предков.
Даже сегодня в порты Нью-Йорка прибывают крысы со всего мира. Перед своим исследованием доктор Мунши-Саус предполагал, что городские крысы унаследовали смесь генов от предков из многих мест. Но он с коллегами обнаружил немного фактов, подтверждающих генетическое скрещивание, произошедшее в Нью-Йорке и других городах, где проводилось исследование. «Трудно обнаружить новых размножающихся мигрантов, – говорит он. – Некая сила не пускает их в город».
Майкл Кон, эволюционный биолог в университете Райса, говорит, что трудности, с которыми серые крысы столкнулись в городах заинтриговали его. «Туда нетрудно добраться, – говорит он. – Но трудно попасть туда».
Причиной может быть борьба за территорию и то, что серые крысы злобны. Доктор Мунши-Саус, исследуя крыс, попавших в ловушки, часто видел следы схваток с другими крысами.
«У них шрамы, нет глаз или части хвоста, – говорит он. – Их жизнь сурова».
Исследователи выдвигают теорию что первые серые крысы, появившиеся в городе, быстро заполнили его. Затем, когда промокшие насквозь вновь прибывшие выкатывались из кораблей в городских портах, более сильные местные изгоняли их.
Для доктора Мунши-Сауса это хорошая новость. «Маловероятно, что множество болезней сможет проникнуть в города через местную популяцию крыс», – говорит он.
Если это правда, то новое исследование содержит странный парадокс. Мы не любим серых крыс, но они, возможно, являются нашими надёжными защитниками.
Комментариев нет. Войдите чтобы оcтавить комментарий.