Турция, Россия и покушение

0

Турция и Россия, переменчивое отношение которых друг к другу стало причиной сирийской войны и связанным с ним кризисом, получили новую травму в результате покушения отставным полицейским на российского посла.

Убийство Андрея Карлова в Анкаре вызвало тревогу во всём мире и вопросы по поводу серьёзных последствий. В социальных сетях многие провели параллели с покушением на австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда, которое помогло развязать Первую мировую войну – сравнение, которое аналитики, к всеобщему облегчению, отвергают.

Ни одна из групп не взяла на себя ответственность за атаку, которая произошла в галерее искусств в турецкой столице, где выступал Карлов. Карлов произносил речь. Убийца, который был убит на месте спецслужбами, кричал на арабском «Аллах акбар!» и позже на турецком «Не забудьте Алеппо. Не забудьте Турцию». Это может навести на причины покушения: российская авиация сыграла ключевую роль в успешном нападении сирийского правительства на захваченные повстанцами районы Алеппо, при котором под удар попало большое количество населения.

Может ли покушение привести к конфликту между Турцией и Россией? Это крайне маловероятно. Сегодня оба государства работают над ситуацией и выражают готовность к сотрудничеству. Они выступают с объяснениями произошедшего, указывая на общих врагов, а друг на друга. Причиной является Сирия. В последние несколько месяцев Турция и Россия приложили усилия чтобы согласовать свои ранее конфликтующие стратегии.

Аарон Штейн, турецкий эксперт в Атлантическом Совете НАТО, высказался прямо: «Турции нужна Россия чтобы добиться военных успехов. Росси нужна Турция чтобы одержать победу в том смысле как она это видит в Турции. У всех есть причины вести себя как взрослые.

Кризис из-за мёртвого посла может затронуть интересы обоих государств в Сирии, или, что намного хуже, привести к дестабилизирующим напряжениями как в прошлом году. Поэтому они стараются выяснить все обстоятельства.

Прежнее напряжение отношений между Турцией и Россией также было связано с Сирией, и это явно подчёркивает нестабильность ситуации. Также очевидно, что обе страны сконцентрированы на защите своих программ действий в Сирии, поэтому их националистически настроенные вспыльчивые лидеры скорее всего будут действовать спокойно.

Оба государства были, и до определённой степени до сих пор находятся по обе стороны окопов в сирийской войне. Турция против сирийского президента Ассада и поддерживает повстанческие группы. Россия поддерживает Ассада и вступила в конфликт на его стороне осенью 2015 года.

Вскоре после российского вмешательства её самолёты начали бомбить поддерживаемых турками повстанцев, летая вдоль – Турция заявляет, что через – турецко-сирийской границы. В ноябре 2015 года Турция сбила российский истребитель, вызвав большой кризис и опасения объявления войны. Это могло втянуть в дело США, которые обязаны по соглашению защищать Турцию как члена НАТО и хотели избежать эскалации конфликта в Сирии. В этих обстоятельствах покушение на посла могло спровоцировать более крупный конфликт. Но за прошедший год отношения стран значительно изменились.

После многих лет стараний свергнуть Ассада, Турция этим летом переключилась на более умеренную стратегию: предотвращение захвата курдскими группами слишком большой территории вдоль границы. Эта перемена помирила страну с Россией.

Турция опасается, что контроль курдов над границей может усилить курдский сепаратизм в стране, где правительство борется с курдскими группами, некоторые из которых совершали террористические акты.

Вступление России в войне также изменило турецкие расчёты, внезапно объявив кампанию простив Ассада дорогой и вряд ли успешной. Россия со своей стороны сначала не могла справиться с сирийскими повстанцами, некоторые из которых получали турецкое подкрепление. Москва решила, что Турция будет более полезна в качестве партнёра, а не противника.

Обе страны похоже заключили неофициальное соглашение: Турция прекращает поддержку определённых повстанческих групп, которые угрожают интересам России в Турции, а Россия прекращает поддержку сирийских курдских групп. Россия также позволила турецким войскам и отрядам союзнических ополченцев оккупировать сирийскую приграничную территорию, которая раньше контролировалась курдами и Исламским государством.

Штейн из Атлантического Совета назвал это соглашение «Алеппо за Аль Баб»: Россия и Ассад берут Алеппо, а союзники Турции берут стратегически важный город Аль Баб. Поскольку города находятся вблизи друг от друга, турецкая и российская операции взаимовыгодны. В то же время, учитывая, что их силы находятся в нескольких милях друг от друга, серьёзное происшествие в виде покушения на Карлова очень опасно оставлять без последствий.

Пока нет признаков того, что Турция и Россия изменят свою политику в Сирии. Возможно даже, что атака укрепит их партнёрство.

Штейн предсказывает что турецкий президент Эрдоган будет пытаться отвести внимание от непопулярной политики своего правительства в Сирии свалив вину за покушение на живущего в США турецкого клирика Фетуллы Гюлена, которого Эрдоган также обвинил в попытке государственного переворота в Турции этим летом.

Гюлен отверг обвинения, а Вашингтон отказался экстрадировать его ввиду отсутствия улик. Это напрягло отношения между США и Турцией, хотя и помогло Эрдогану укрепить свои позиции дома, где Америка непопулярна.

 «Больше всего из-за этого потеряет Вашингтон», – говорит Штейн. – «Это парадоксально, но это Вашингтон».

Комментариев нет. Войдите чтобы оcтавить комментарий.

Добавить комментарий

 
 
Наверх