Число американских групп, демонстрирующих нетерпимость, растёт два года подряд
По информации Южного центра правовой защиты бедноты, занимающегося мониторингом проблемы экстремизма в Соединённых Штатах, в 2016 году число экстремистских групп, действующих на территории страны, вновь выросло по сравнению с предыдущим годом, чему отчасти способствовала популяризация предвыборной кампанией Дональда Трампа праворадикальной риторики, в особенности, тем иммиграции и ислама.
Наибольший рост числа групп пришёлся на группы антимусульманской направленности: в 2016 году их количество (101 группа) практически утроилось по сравнению с 2015 годом, когда насчитывалось порядка 34 таких групп. Отчасти это произошло из-за предложения Трампа в 2015 году запретить мусульманам въезд в страну в ответ на массовую эмиграцию сирийцев и теракты в Сан-Бернардино, штат Калифорния и Орландо, штат Флорида. Согласно данным центра, опубликованным в их ежегодном отчёте, в 2016 году на территории США в общей сложности действовало 917 объединений единомышленников, проявляющих нетерпимость к определённым группам населения. По сравнению с 2015 и 2014 годами, когда их было 892 и 784 соответственно, таких объединений стало больше.
Однако, число организованных антиправительственных групп, таких, как вооружённые формирования, сократилось почти на 40% в 2016 году: их стало 623, в 2015 году насчитывалось 998. По словам экспертов, тенденция к снижению стала следствием того, что господствующей идеологией стали теории заговора и представления об исламе и иммигрантах, берущие начало в радикальных политических течениях.
Старший научный сотрудник центра Марк Поуток считает, избрание Трампа «совершенно взбудоражило праворадикальное движение». «Трамп включил в повестку дня множество тем, интересующих крайне правых, что и предотвратило или по крайней мере замедлило рост числа таких групп», — считает Поуток. «Феномен Трампа позволил высвободить нетерпимость правых в США в самом непривычном для страны виде».
Трамп начал свою предвыборную кампанию с череды противоречивых заявлений. Так, в июне 2015 года он произнёс речь, в которой назвал мексиканских иммигрантов «насильниками» и «преступниками», а в декабре он предложил бороться с терроризмом путём запрета въезда в страну мусульманам, заняв совершенно другую позицию по сравнению с прошлыми президентами, в том числе Джорджем Бушем-мл. и Бараком Обамой, считавшими, что группы джихадистов не охватывают поголовно всех мусульман.
В качестве кандидата в президенты и президента Трамп отпускал бесчисленное множество оскорблений в собственных выступлениях и своём твиттере, иногда публиковал в последнем картинки или сообщения антисемитского характера или, в случае его советников, шовинистского содержания.
Тем не менее, Трамп упорно отвергает идею, что характер его политической программы провокационный или же радикальный. Он часто указывает на то, что его дочь Иванка и зять Джаред Кушнер — ортодоксальные евреи. Когда в ноябре прошлого года газета «The New York Times» спросила Трампа о его популярности среди членов групп, отстаивающих белый национализм, он сказал, что «не имеет с ними ничего общего и осуждает их».
Представители Южного центра правовой защиты бедноты говорят, что включили в отчёт лишь те группы, чья деятельность разворачивается в реальной жизни: они раздают листовки, проводят собрания или выдают членские билеты. Они предупреждают, что данный подход может не отражать действительного размаха экстремизма, поскольку изначально многие экстремисты действуют через соцсети и другие интернет-площадки. «Мы старались не брать в расчёт тех, кто просто создал свой сайт или пишет на форумах или в твиттере обо всём этом», — признался в интервью Поуток. «Чтобы попасть в наш список, необходимо вести оффлайн-деятельность».
Поуток говорит, что снижение числа праворадикальных групп можно объяснить тем, что теперь, когда подобные темы поднимаются на официальных политических собраниях, они могут предложить своим адептам меньше, чем раньше. «На встрече Трампа с избирателями можно найти ровно столько же антиправительственной желчи и при этом быть частью большего, более увлекательного движения», — говорит Поуток.
Рост числа групп антимусульманской направленности отражает 67-процентный рост числа правонарушений, совершённых в 2015 году на почве религиозной нетерпимости к мусульманам (более свежих данных у ФБР не оказалось). В 2015 году зафиксировано 257 случаев подобных правонарушений; этот показатель уступает лишь данным за 2001 год, когда из-за терактов 11 сентября было отмечено более 480 подобных инцидентов.
Сотрудники центра говорят, что в первые 10 дней после избрания нового президента было зафиксировано 867 случаев проявления нетолерантности, среди которых более 300 — к иммигрантам или мусульманам.
За последние годы отмечается всё больше правонарушений на почве нетерпимости: в 2015 году, по словам ФБР, было зафиксировано 5818 случаев нетерпимости к расовым и религиозным меньшинствам, геям и трансгендерам и другим категориям населения, что на 6% больше, чем в 2014 году.
Комментариев нет. Войдите чтобы оcтавить комментарий.