Трамп, Путин и новая Холодная война. Часть 1
Что стоит за российским вмешательством в выборы 2016 года, и чем это обернётся в будущем.
12 апреля 1982 года Юрий Андропов, председатель КГБ, приказал внешней разведке осуществить активные мероприятия против перевыборной кампании президента Рональда Рейгана. В отличие от классического шпионажа, целью которого является сбор секретной информации, активные мероприятия действуют путём оказания влияния: подрыв силы противника фальшивками, подставными группами и другими бесчисленными путями, отточенными за годы Холодной войны. Советское руководство рассматривало Рейгана как непримиримого милитариста. Согласно подробным мемуарам Василия Митрохина, высокопоставленного офицера КГБ и историка, который сбежал в Великобританию, советская разведка пыталась внедриться в штаб-квартиры национальных комитетов республиканцев и демократов, популяризировать лозунг «Рейган –значит война!» и дискредитировать президента как коррумпированного прислужника военно-промышленного комплекса. Усилия не принесли видимого эффекта. Рейган победил в 49 из 50 штатов.
Активные мероприятия использовались обеими сторонами во время Холодной войны. В 1960-е офицеры советской разведки распространили слух что американское правительство причастно к покушению на Мартина Лютера Кинга. В восьмидесятые они распустили слух, что американская разведка создала вирус СПИДа в Форте Детрик, штат Мэриленд. Они постоянно оказывали поддержку партиям левого толка и повстанцам. ЦРУ в свою очередь работало над свержением режимов в Иране, на Кубе, Гаити, в Бразилии, Чили и Панаме. Оно платило наличными, использовало пропаганду и иногда насилие чтобы увести избирателей в сторону от левых партий в Италии, Гватемале, Индонезии, Южном Вьетнаме и Никарагуа. После падения СССР в начале 90-х ЦРУ попросило Россию прекратить активные мероприятия по распространению дезинформации, которая могла бы повредить США. Россия пообещала сделать это. Но когда Сергей Третьяков, начальник отдела внешней разведки в Нью-Йорке, перешёл на сторону американцев в 2000 году, он раскрыл информацию о том, что активные мероприятия Москвы никогда не прекращались. «Ничего не изменилось», – написал он в 2008 году. – «Россия сегодня делает всё, что может, чтобы опозорить США».
Путин, который при любом удобном случае обвиняет Запад в лицемерии, часто вспоминает эту историю. Он видит прямое участие Запада в поддержке антимосковских цветных революций в Грузии, Киргизии и на Украине, в результате которых были свергнуты коррумпированные лидеры советской эпохи, а также восстания «Арабская весна». Пять лет назад он обвинил госсекретаря Хиллари Клинтон в организации антикремлёвских протестов на Болотной площади в Москве. «Она задала тон для некоторых деятелей внутри нашей страны и подала сигнал, – сказал Путин. – Они его услышали и при поддержке госдепа США начали активную деятельность». (Доказательств обвинения не последовало). Он считает неправительственные агентства и общественные группы типа «Национального фонда развития демократии», «Хьюман Рйтс Вотч» («На страже прав человека»), «Международная амнистия» и наблюдательную группу по контролю выборов «Голос» плохо скрываемыми инструментами смены режима.
Официальные лица США, которые управляют системой, которую Путин считает реальной опасностью для себя, рассматривают его риторику как «критику в ответ на критику», стратегию фальшивых моральных соответствий. Бенджамин Родс, помощник советника по национальной безопасности при Обаме, среди тех, кто не согласен с путинской логикой. Однако, он сказал: «Путин не совсем неправ», – добавив – «Мы занимаемся сменой режимов по всему миру. У него есть что нам предъявить».
Президентская кампания 2016 года в США крайне интересовала Путина. Он терпеть не мог Обаму, который ввёл экономические санкции против путинских дружков после аннексии Крыма и вторжения на восток Украины. (Российское государственное телевидение высмеивало Обаму как «слабого», «нецивилизованного» и «евнуха»). Клинтон, по мнению Путина, была хуже – воплощение либерального интервенционистского наследия американской внешней политики, более воинственная чем Обама, препятствие отмены санкций и восстановления российского геополитического влияния. В то же самое время Путин искусно льстил Трампу, который был необычно позитивно настроен в своих речах в отношение силы и эффективности Путина как лидера. В 2007 году Трамп заявил, что Путин «делает многое для восстановления образа России и российской риторики». В 2013 перед поездкой в Москву на конкурс «Мисс мира», Трамп в своём Твиттере задавался вопросом встретит ли он Путина, и «если да, то станет ли он моим новым лучшим другом?» Во время предвыборной кампании Трамп восхищался Путиным, говоря, что он превосходный лидер, который превратил администрацию Обамы в посмешище.
Для тех, кто занимается активными мероприятиями, цифровой век даёт более широкие возможности чем те, который были в эру Андропова. Демократический и республиканский национальный комитеты представляют из себя то что эксперты по кибербезопасности называют площадью атаки. Связанные с политикой на самом высшем уровне, они тем не менее оказались без защиты, которая предоставлена важным правительственным учреждениям. Джон Подеста, директор кампании Хиллари Клинтон и бывший глава команды Билла Клинтона, имел все основания чтобы убедиться в слабой природе современных средств коммуникации. Как старший советник Белого дома времён Обамы, он был вовлечён в цифровую политику. Но даже он не утруждал себя самыми элементарными средствами защиты, типа двухэтапной верификации своей учётной записи электронной почты.
«Честно говоря моя команда и я были чрезмерно уверены в том, что знаем, на что кликаем мышкой», – сказал Подеста. Он подразумевал случай, когда он получил мошенническое письмо, якобы от команды почты «Гугл», которое велело немедленно изменить пароль. Сотрудник отдела компьютерной поддержки, которого попросили посмотреть в чём дело, ошибочно ответил, что письмо подлинное.
Американский политический масштаб также является лёгкой мишенью для дезинформации, дискредитирующей официальную версию событий или любое упоминание очевидной правды. Американцы были идеологически были более разделены чем в любой момент последних 20 лет. Вера американцев главным средствам массовой информации упала до исторически низкого уровня. Газеты и телеканалы опустились до распространения теорий заговора обо всём подряд, начиная от места рождения Обамы (предположительно Кения) и заканчивая причинами перемены климата (китайская «утка»). Трамп, создавая свой политический образ, продвигал такие теории.
«Свободное общество часто разделено потому что у людей есть собственные взгляды, и это бывшая советская и нынешняя российская разведка пытается использовать в своих целях, – сказал бывший генерал КГБ Олег Калугин, который живёт в США с 1995 года. – Целью является увеличение этого раздела». Такая стратегия особенно ценна, когда такая страна как Россия, которая сейчас явно слабее чем на пике советской эры, пытается столкнуться в геополитической борьбе с более сильным противником.
В начале января, за две недели до инаугурации, Джеймс Клаппер, начальник национальной службы разведки, опубликовал рассекреченный отчёт о том, что Путин велел начать кампанию по ухудшению избирательных перспектив Клинтон, защите Трампа и «подрыву веры общества в американский демократический процесс». Рассекреченный отчёт содержит больше предположений чем доказательств. Офицеры разведки говорят, что это было необходимо для защиты их методов сбора информации.
Критики отчёта постоянно указывали на то, что разведывательные службы в течение нескольких месяцев перед войной в Ираке публиковали ложные заявления в отношение оружия массового поражения. Но разведки стран мира сильно расходились во мнениях по поводу уровня развития иракского вооружения. Вопрос ответственности России за кибератаки на выборы 2016 года не породил такого разброда. 17 федеральных разведывательных агентств единодушно считают, что Россия ответственна за атаки.
В своём заявлении Сенату Клаппер описал беспрецедентные усилия России при оказании влияния на избирательный процесс в США. Операция включала в себя взлом почтовых ящиков демократов, публикацию украденной информации в «Викиликс» и манипуляцию средствами массовой информации с целью распространения ложных новостей и сообщений в поддержку
Сначала Трамп высмеял сообщения о взломе как «охоту на ведьм» и сказал, что атаки могли происходить откуда угодно, от русских, китайцев или «кого-то весом 400 фунтов, кто сидит на своей кровати». В конце концов он неохотно принял новость, но продолжал настаивать на том, что российское вмешательство не имело «абсолютно никакого влияния на результат выборов». Евгения Альбац, автор книги о КГБ «Государство в государстве», сказала, что Путин не верил, что сможет изменить результаты выборов, но из-за своей антипатии к Обаме и Клинтон он сделал всё что смог, чтобы помочь Трампу и подорвать веру Америки в свою политическую систему. Альбац говорит, что Путин не был заинтересован в сохранении операции в тайне. «Он хотел сделать её доступной всем. Он хотел, чтобы все знали о его участии, хотел показать, что, неважно каким образом, мы можем войти к вам в дом и делать что хотим».
Продолжение следует
Комментариев нет. Войдите чтобы оcтавить комментарий.