Семейные магазинчки борются за выживание с приходом сетей
Магазин «99 центов» (аналог российского «Всё по … рублей») с яркой красной вывеской не может конкурировать с беспощадными ценами или огромным выбором в двух магазинах «Доллар три» («Долларовое дерево») в бедном районе Бруклина. Поэтому он нашёл другой способ привлечения клиентов: персональный сервис, который обычно ассоциируется с магазинами класса «люкс».
Когда одна женщина попросила многоразовую щётку для катышков, магазин начал продавать их по 99 центов. Продавцы откладывают товары для клиентов до той поры, пока они не смогут заплатить за свой выбор. Магазин готов к запросам клиентов с кондиционерами летом, обогревателями зимой и розами на День святого Валентина. Он даже предлагает стойку самообслуживания с кофе, где клиенты могут немного отдохнуть.
«Теперь это больше чем «99 центов, – говорит Хабиб Абдул Мусивир, менеджер магазина «99 центс энд ап миллениум дискаунт энд пати супплай» на востоке Нью-Йорка, клиенты которого заходили посмотреть что есть в «Доллар три», чтобы вернуться к нему. – Мы соответствуем запросам жителей микрорайона».
Небольшие семейные магазины, продающие большинство товара по цене около доллара, находятся под большим напряжением, пытаясь удержать клиентов и остаться на плаву, потому что национальные сети типа «Доллар три» расширяются на территории Нью-Йорка и в других регионах – тренд, подчёркнутый недавним шагом «Доллар дженерал», открывшим первый магазин в городе. Некоторые независимые магазины делают упор на своё местное происхождение, другие подняли цены или расширили ассортимент, и кроме товаров для вечеринок и безымянных шампуней продают теперь хлеб, молоко, и даже органическую еду.
Но как сетевые супермаркеты и аптеки изменили местную экономику и вытеснили малый бизнес, так и сети однодолларовых магазинов начинают завоёвывать микрорайоны где маленькие семейный магазинчики традиционно преобладали. Многие независимые владельцы магазинов и их сотрудники говорят, что видят перед собой мрачное будущее в связи с тем, что у их клиентов больше альтернатив, а растущая стоимость аренды и операционные расходы уменьшают и без того снижающуюся прибыль.
«Сети быстро растут за счёт независимых магазинов. Когда открывается один сетевой магазин, закрываются десять независимых», – сказал Дэвид Эмрани, владелец «Прайд продактс корпорейшн», которая импортирует обычный набор товаров и продаёт его примерно 3 000 магазинов формата «99 центов» по всей стране, что составляет половину от числа магазинов 10 лет назад.
Эмрани сам владел шестью такими магазинами на Лонг-Айленде в 2008 году, но закрыл все, кроме одного, после того как сеть «Доллар три» открылась по соседству и не только сманила некоторых его сотрудников, но и увела покупателей. «Надо постоянно быть начеку, если не будешь, то погибнешь, – говорит он. – Надо с каждым днём всё больше клиентов, чтобы выжить».
В Бронксе, где независимые магазины конкурируют как друг с другом, так и с сетями, магазин «99 центов супер стар дискаунт» не так полон, как был раньше, хотя он и предлагает своей испаноговорящей и чернокожей клиентуре кокосовую воду «Гойя», манговый напиток «Харритос», консервированную фасоль и печенье со вкусом гуавы, говорит менеджер Сэм Эссаеди.
Через дорогу магазин «99 цент энд ап доллар ар ас» поднял цены на некоторые товары, чтобы получить больше прибыли. Мухаммед Шоваи, менеджер, насчитал рядом с собой пять подобных магазинов, добавив: «Для этого бизнеса не хватает клиентов».
В целом область магазинов «Всё по доллару» процветает, так как розничный сектор обычных магазинов полон закрытых торговых точек. Обещая большие скидки эти магазины преуспевали во время рецессии и продолжали размножаться во время сейсмических сдвигов в привычках потребителей и жёсткой конкуренции с онлайн-ретейлерами, особенно «Амазоном», который недавно начал предлагать скидки бедным семьям на членство в программе «Прайм», которая покрывает стоимость доставки.
По всей стране 30 496 магазинов формата «Всё по доллару» получили в 2016 году выручку в 33,8 миллиарда долларов, продавая еду и товары для дома, что больше 20 543 магазинов и 14,9 миллиардов выручки десять лет назад.
«Долларовые магазины пытаются понять как завлечь людей, – говорит Маршал Коэн, главный промышленный аналитик маркетинговой исследовательской компании «Эн Пи Ди груп». – Они подстроились под клиента лучше, чем остальные магазины».
«Доллар дженерал» одна из крупнейших сетей в стране, выросла до 13 601 магазина по сравнению с 10 506 магазинами пять лет назад. В этом году сеть планирует открыть 1 290 новых магазинов, включая 26 новых точек в Нью-Йорке. Она также перестроит или переместит ещё 760 магазинов. «Одновременно с расширением присутствия в районах по всей стране мы продолжаем соответствовать клиентским запросам по поводу ежедневных низких цен на товары, за которыми клиенты приходят чаще всего», сказала Кристал Гассеми, пресс-секретарь «Доллар Дженерал».
Долларовые магазины ведут свою историю с середины 1800-х, когда магазины с товарами по одной цене стали популярным способом продажи одежды, украшений и мелочёвки экономным покупателям, говорит Венди Волосон, доцент истории в университете Рутгерса. В те времена также были магазины с товарами по 25 и 49 центов. Франк Винфилд Вулворс, основатель «Ф. В. Вулворс компани» в дальнейшем создал сеть магазинов с ценами в 5 и 10 центов, начал с «Грейт файв цент стор» в Ютике, штат Нью-Йорк.
Сегодня большинство долларовых магазинов предлагает скидки на остатки товара из других розничных точек. Но по мере развития эти магазины расширили свой ассортимент, продавая товары собственных брендов, а многие магазины добавили скоропортящиеся продукты. «Доллар стор сервисез», создавшая 3 000 независимых долларовых магазинов по всей стране начиная с 1992 года, недавно представила модель для городских микрорайонов, которая является наполовину долларовым магазинов, наполовину бодегой (латинской бакалейной лавкой).
Эти простые магазины стали убежищем для людей, которых не удалось выбраться из экономических проблем, включая уволенных сотрудников, семей среднего класса, столкнувшихся с ростом цен на жильё и недавних выпускников колледжей, имеющих огромные кредиты. «Многие клиенты, которые перешли в долларовые магазины, не могут вернуться на прежний уровень повыше, или не видят смысла в этом, потому что долларовые магазины соответствуют их потребностям, – говорит Марк Коэн, лектор и директор программы изучения розничной торговли кафедры бизнеса Колумбийского университета. – Для них «Волмарт» это магазин класса «люкс».
Лассина Саного, 40 лет, охранник из Бронкса, который зарабатывает 30 000 в год, говорит, что он всегда покупает средства для чистки в долларовом магазине. «Я не могу позволить себе потратить лишний доллар, – говорит он. – А то, что я раньше покупал за доллар, теперь доходит до двух».
В Нью-Йорке не знают точного числа долларовых магазинов. Но там в 2015 году было 1 247 универсальных магазинов, включая долларовые, что показало прирост на 24% по сравнению с 2005 годом. В Бруклине было больше всего магазинов, 469, за ним шли Куинс с 355 магазинами и Бронкс с 224.
Хотя национальные сети таких магазинов раньше обходили Нью-Йорк стороной из-за высоких расходов на ведение бизнеса, они всё больше приходят на этот рынок. Сегодня здесь 174 долларовых и магазинов скидок, торгующим обычным набором промтоваров, принадлежащих крупным сетям, включая «Доллар три», по сравнению со 139 магазинами пять лет назад.
Эти магазины нашли много своих покупателей так как зарплаты не повышаются, и всё больше новых рабочих мест появляется в низкооплачиваемых сферах типа ресторанов, продовольственных магазинов и ухода за больными на дому, говорит Джонатан Боулс, исполнительный директор «Центра городского будущего», некоммерческой группы которая отслеживает деятельность национальных сетей в городе. «Они продают большому и постоянно растущему числу ньюйоркцев, которые живут от зарплаты до зарплаты, – сказал он. – Эти люди ходят в магазины, но не на Мэдисон авеню».
Сети разрастаются в микрорайонах, где людям приходится трудно в условиях постоянно дорожающей жизни в городе, поскольку разрыв между богатыми и всеми остальными продолжает увеличиваться. На востоке Нью-Йорка, который забит проджектами (домами для малоимущих), в мае толпа покупателей выстроилась в очередь перед открытием магазина сети «Доллар три», где все товары были дешевле одного доллара.
«Каждый раз, когда я выхожу на улицу, я захожу к ним и смотрю не появилось ли чего-нибудь новенького», – говорит Джеральдина Уайтхерст, 54 года, безработная няня, которая ходит за покупками три раза в неделю.
Тем не менее, Билл Уилкинс, менеджер особого округа по улучшению бизнеса в восточном Бруклине, говорит, что важно не забывать долларовые магазины, которые долго служили людям до появления сетей. «Семейные магазинчики это то, что является основой наших микрорайонов, – сказал он. – Корпорации как антисептик. В них нет такого ощущения».
На Манхеттен авеню в Бруклине, которая известна большим количеством магазинов «99 центов», независимые владельцы пытаются приспособиться к тому, что вместо семей теперь всё больше одиноких людей, которые ходят за покупками не так часто и более заинтересованы в покупке органической пищи, чем в экономии пары долларов.
«Бизнес идёт очень вяло, – говорит Абдул Шран, клерк в «Джава Дискаунт», который видит от 20 до 40 клиентов в день, меньше половины чем было несколько лет назад. – Мы надеемся продержаться ещё месяц».
Но несмотря на это, ещё один долларовый магазин открылся на авеню всего пять месяцев назад. Саул Ахмед, менеджер магазина «Супер сейвер дискаунт центр» говорит, что его магазин нацелен на обслуживание недавно переехавших в облагороженный район, продавая дешёвые товары для дома и инструменты, и попутно органическую еду.
«Это наш способ помочь микрорайону», – говорит он.
Комментариев нет. Войдите чтобы оcтавить комментарий.