Столкнувшись с неустроенностью в США, Сайфулло Саипов обратился в радикализм
Сайфулло Саипов оставил дом в 2010 году сразу после того как отметил свой 22-й День рождения и выиграл в (визовую) лотерею, что позволило поехать в Америку. Он никогда не жалел об этом, никогда больше не возвращался в свой родной Ташкент, столицу Узбекистана и никогда не сидел на месте.
Саипов зарабатывал на жизнь водя фуру, наматывая десятки тысяч миль через всю страну, от Денвера до Детройта, от Кэнтона, штат Массачусетс, до Солт-Лейк-Сити. Он перевозил жену с детьми из штата в штат, всегда что-то искал – друзей в Огайо, новую жизнь во Флориде, семью в Нью-Джерси, где он 6 месяцев назад начал водить «Убер». Ничего подозрительного.
А во вторник, Саипов, которому сейчас 29 лет, пробывший так много времени на дороге сам с собой, имевший по словам бывшего друга «дьявола внутри», решил направить свой последний грузовик, арендованный в «Хоум дипо», на переполненную велодорожку в западной части Манхэттена. 8 человек погибли.
Как и в случае с любой подобной атакой, нет ни единой причины, по которой Саипов решил убить невинных людей, в большинстве туристов, наслаждавшихся ветреным осенним днём при температуре 13о С и ясном небе. Он прибыл в США как умеренный мусульманин с мечтами, которые он хотел исполнить. Он женился на узбекской иммигрантке и стал отцом троих детей. Но жизнь пошла не так, как хотел Саипов. Он не смог найти работу в гостиничном бизнесе, где он работал на родине. Его характер стал буйным. Он терял работу. Имам во Флориде беспокоился, что Саипов всё чаще неверно интерпретировал ислам.
«Я говорил ему: «Эй, ты слишком эмоционален. Читай больше книг. Изучи сначала свою религию, – сказал Абдул, имам, который не захотел назвать свою фамилию, так как опасался преследований. – Он не изучил религию как следует. Это главная болезнь в мусульманском сообществе».
В Ташкенте Саипов рос в обеспеченной семье, которая исповедовала традиционный ислам и никогда не приветствовала экстремизм, заявило узбекское правительство в среду. Его соседи на родине сказали, что Саипов никогда не вызывал подозрения и «всегда вёл себя сдержанно и дружелюбно», согласно правительственного заявления. Они никогда не сталкивался с полицией.
С 2005 по 2009 годы Саипов учился в Ташкентском финансовом институте, одном из крупнейших университетов Узбекистана, бывшей советской республики в Центральной Азии, которой в то время руководил Ислам Каримов, автократ, названный одним из самых жестоких лидеров в мире. После учёбы Саипов работал бухгалтером в гостинице «Саёхат» в Ташкенте, в которой старые номера и безразличное отношение к клиентам.
Затем он выиграл в визовую лотерею, что означало, что он стал одним из счастливчиков, которые смогли избежать репрессий в своей стране и легально иммигрировать в Америку. В марте 2010 года Саипов прилетел в аэропорт Кеннеди в Нью-Йорке, это был его первый визит в США, откуда поехал к другу своего отца на северо-восточной окраине Цинциннати. Он не подчинился распоряжению своего правительства зарегистрироваться в консульстве. Он не собирался возвращаться.
Саипов хотел найти работу в гостиничном бизнесе. Но с плохим английским и без связей у него ничего не получилось. Друг его отца, дальнобойщик, попросил его съехать и найти своё жильё, потому что он ничего не зарабатывал. Так Саипов нашёл свою первую работу: водителя грузовика. К концу 2011 года он нашёл собственное жильё, квартиру в 200 милях, в Кайахога-Фолс, штат Огайо, на улице под названием Американа-драйв.
После иммиграции в США из Узбекистана Саипов жил по меньшей мере в трёх разных штатах. Его нельзя было назвать экстремистом. Саипов любил модную одежду, самолюбие, которое не одобрялось в консервативных исламских кругах. Он сквернословил, не контролируя себя. Он постоянно опаздывал на пятничную молитву в Исламское общество Акрона и Кента. Он демонстрировал только рудиментарное знание Корана.
Через три года жизни в регионе он начал меняться, сказал Миррахмат Муминов, водитель грузовика и местный активист. Он стал конфликтным, даже агрессивным, и начал отращивать бороду. Муминов описал его как человека «с монстром внутри».
«Я всегда в глубине души думал, что его посадят за избиение или оскорбление кого-нибудь, – вспоминает Муминов. – У него был грубый характер».
Хотя его дед иногда приезжал из Узбекистана, его родители никогда этого не делали, сказал Муминов. Саипов завёл собственную семью: в 2013 он женился на узбекской иммигрантке почти на шесть лет моложе себя, Нозиме Одиловой, которая осела в Огайо изначально приехав в Лас-Вегас. У них появились дети, сначала дочь, потом вторая. Он говорил друзьям, что очень надеялся, что родится сын.
Живя в Огайо Саипов зарегистрировал две фирмы в ходе своей недавно начавшейся карьеры водителя грузовика – «Сайф моторс», названную на основе игры слов со своей фамилией, которую он открыл всего через 14 месяцев после прибытия в страну, и компанию, звучащую более знакомо для среднего Запада, «Брайт ауто». Но Саипов в основном работал на других, на такие компании как «Аброр логистикс» в Патэрсоне, штат Нью-Джерси.
С годами он получил по меньшей мере 9 штрафов в Айове, Миссури, Небраске, Пенсильвании и Мэриленде. Эти штрафы хорошо дают понять, как Саипов вёл себя на дороге.
Вот он в Айове в декабре 2011 года, ждёт 35 минут на трассе 80, пока полиция проверяет его грузовик и документы, выписывает ему штраф и отпускает дальше в Солт-Лейк-Сити. Вот он снова в Айове в апреле 2014 года, задержан более чем на час за треснутое лобовое стекло и отсутствие отражателя при перевозке автомобилей из Денвера в Детройт.
Вот он постоянно на весовой станции на 415-й миле трассы 80 в Небраске. Саипов получил штраф за долгий перегон без необходимого перерыва на отдых и перевозку грузку весом немного более допустимого.
К концу 2015 года Саипов переехал в Тампу, штат Флорида, гонясь за чем-то. Его проблемы усугубились, говорит Муминов. Ему было трудно найти работу. У него кончились деньги. У него были вспышки гнева.
«У него были проблемы с поведением», сказал Абдул, имам.
Он становился всё более одержимым внешними атрибутами Ислама: длинной бородой, штанами по щиколотку. Однако, он никогда не говорил о насилии.
К марту прошлого года он нашёл новую работу в компании «Ай Ай Кей транспорт» в Иллинойсе. Представитель компании, который попросил не называть его имени, так как он не хотел, чтобы его ассоциировали с обвиняемым в терроризме, описал Саипова как человека, который «работал в нижних 48 штатах» и был «просто обычным парнем».
Тогда у него возникла самая крупная проблема с законом, после того как штраф не был оплачен и ему выписали ордер. Его задержали на весовой станции в Миссури. 20 октября 2016 года он провёл 40 минут в тюрьме округа Сент-Чарльз, где заплатил 200 долларов своей кредиткой.
С годами он ничем особым кроме штрафов не отличался. «Не помню его», – сказал Джим Клеппер, адвокат, который представлял его интересы по делу о штрафе в Пайк-каунти, штат Пенсильвания. «Никто его не помнит», – сказал лейтенант Майкл Макки из Управления исправительных учреждений округа Сент-Чарльз.
К весне он сказал друзьям, что хочет переехать поближе к семье своей жены, которая жила в Бруклине, и семья переехала в Патэрсон. Она была беременна, на этот раз сыном, который родился летом. Саипов начал работать в «Убере». Но он всё равно не был счастлив. Он сказал друзьям и знакомым, что он планировал ехать назад в Узбекистан. «Тут скучно, – сказал он. – Мне тут нечего делать».
Однако около года назад он начал планировать атаку, говорят власти, и стал скачивать видео ИГИЛ. Два месяца назад он решил как сделает это, чтобы нанести максимальный урон. Это было очевидно: грузовик.
Комментариев нет. Войдите чтобы оcтавить комментарий.