Тайная помощь из Юты российскому олигарху и его самолёту

0

Банк Юты работает в американском духе. Основанный в 50-е ветераном обеих мировых войн, он предлагает доступную ипотеку и сберегательные вклады, спонсирует детские фестивали и собирает верхнюю одежду для бедных.

Но кроме обычных клиентов у банка есть менее известная клиентура, среди которой есть самый богатый олигарх России Леонид Михельсон, союзник Путина. Банк помог Михельсону тайно зарегистрировать личный самолёт в США, для чего требуется американское гражданство или вид на жительство.

Работа с Михельсоном, чья газовая компания находится под американскими санкциями, является частью скрытого нишевого бизнеса Банка Юты, который позволяет богатым иностранцам легально регистрировать свои самолёты, скрывая их личности от публики. Банк делает это через трастовые счета на собственное имя, которое стоит в поле для имени собственника в регистрационных записях.

 

Банк Юты ведёт более 1 390 трастовых самолётных счетов, большинство из которых открыто для иностранцев, получая миллионы долларов комиссии, что делает его вторым банком в стране по числе таких счетов. Улов записей, утекших из оффшорной юридической фирмы «Эпплби», показывает, что услуги, предлагаемые Банком Юты, «Веллс Фарго» и другими американскими компаниями, пользовались большим спросом у богатых собственников из России, Африки и Среднего Востока.

Файлы получила немецкая газета «Зюддойче цайтунг», которая поделилась ими с Международным консорциумом журналистских расследований и другими новостными агентствами, включая «Нью-Йорк таймс». Среди прочего записи показывают, как «Эпплби» часто дополняла трастовые соглашения схемами по уходу от налогов на острове Мэн, в колонии британской короны, которая служит гаванью владельцев самолётов для неуплаты налогов в Евросоюзе. Объединяясь, бизнесы типа Банка Юты и «Эпплби» предлагают комплект уловок, экономящих деньги богатой элиты по всему миру.

Члены Конгресса и федеральные аудиторы всё больше озабочены тем, что тёмные самолётные трастовые соглашения, которые не отслеживаются Федеральным управлением авиации, могут открыть террористам и преступникам чёрный ход для обхода санкций и сотрудников разведки или правоохранительных органов. Около 10 000 частных самолётов зарегистрированы в США на трасты иностранцев.

«Существуют серьёзные риски для национальной безопасности, когда Федеральное управление авиации одобряет регистрацию воздушного судна, но не имеет полной информации, в частности, принадлежит ли самолёт номинальной компании или иностранному предприятию», – сказал делегат Стивен Ф. Линс, демократ от Массачусетса, представляя в июле законопроект, который должен требовать от Федерального управления авиации запрашивать и регулярно обновлять записи о непосредственных владельцах, стоящих за самолётными трастами.

Отчёт главного инспектора от 2013 года показал, что более чем половина иностранных трастов, зарегистрированных в Федеральном управлении авиации, «не содержала важной информации типа личности владельцев траста и операторов воздушного судна». В результате, говорится в отчёте, агентство «было не в состоянии предоставить информацию об этих судах по запросам иностранных властей, когда зарегистрированный в США самолёт был участником происшествий или инцидентов».

Другой инспекторский отчёт 2014 года приводил в пример случаи, которые имели потенциал для национальной безопасности или юридических проблем. Среди них был эпизод, в котором неназванный американский банк должен был закрыть траст, узнав, что его выгодоприобретатель, ливанский политик, имел связи с террористической группой.

А три года назад самолёт, зарегистрированный на Банк Юты, был замечен в иранском аэропорту, что вызвало вопросы о нарушении американских санкций в тот момент. Банк сообщил журналистам, что он «понятия не имел» почему самолёт был там и не стал раскрывать кому он принадлежал. Как оказалось, «Бомбардье» принадлежал ганской компании и на его борту не было американцев.

Этот эпизод заставил задуматься представителей Банка Юты. В недавнем интервью в отделе банковских корпоративных трастов в Солт-Лейк-Сити, Бранден Хансен, главный бухгалтер, сказал, что репутационный риск трастов заставил банк подумать о «полном прекращении этих дел».

Банк решил продолжить оказание услуги, но с большей тщательностью и новым персоналом. Джон Кроасмун, специалист по трастам, пришедший в банк в прошлом году, сказал, что «важно знать кто собственник», добавив, что банк просматривает публичные данные, просит паспорта и предпринимает другие шаги чтобы узнать данные владельцев самолётов.

Тем не менее, сотрудники Банка Юты были удивлены, когда узнали, что помогали Михельсону, российскому олигарху. Когда ему назвали имя номинальной компании, с помощью которой Михельсон управлял своим «Гольфстримом», Кроасмун прервал интервью, чтобы проверить данные банка. Он подтвердил, что номинальная компания была клиентом банка с 2013 года, но информации о том, что за ней стоял Михельсон «я ни в одной записи не видел».

«Его имени там нет», – сказал Кроасмун.

«Эпплби», находящаяся на Бермудах, является одной из крупнейших оффшорных юридических фирм. Её файлы дают взглянуть на более чем дюжину самолётных трастов, созданных американскими финансовыми учреждениями для желающих остаться неизвестными собственников самолётов, в первую очередь иностранцев, которым иначе было бы отказано в регистрации Федеральным управлением авиации. Американская регистрация даёт плюс, так как она увеличивает цену самолёта при продаже, бюрократические требования обходятся дешевле и считается, что у самолёта в этом случае меньше проблем при перемещении по миру.

Среди владельцев самолётов, воспользовавшихся услугами «Эпплби» были Шахер Абдулхак, йеменский бизнесмен с состоянием в 9 миллиардов долларов, который, кроме прочего, инвестировал в дистрибьютора «Кока-колы» на Среднем Востоке, «Ю Пи Эл», индийский производитель промышленных химикатов и пестицидов и Рашид Сардаров, российский нефтяной миллиардер и давний клиент юридической фирмы «Моссак Фонсека», утечка документов которой в 2015 году стала известна как «Панамские документы».

При обслуживании этих клиентов, как показывают документы, «Эпплби» имела дело с двумя банками, которые являются самыми активными создателями американских самолётных трастов: «Веллс Фарго» и Банком Юты. Легко увидеть, как «Веллс Фарго», третий по величине банк в США с почти 2 триллионами долларов активов и отделениями в 42 странах, мог найти выгодную нишу услуг для богатой элиты. Менее заметно как Банк Юты с 18 отделениями, работающими только в одном штате, пошёл тем же путём.

Как это обычно происходит, группа бывших сотрудников трастового отдела «Веллс Фарго» пришла в Банк Юты 10 лет назад и создала то, что стало выгодной частью деятельности банка. Банк получил 8,8 миллиона долларов в виде комиссии за обслуживание трастов в 2016 году – на 1,1 миллиона долларов больше чем в прошлом году, согласно его последнему годовому отчёту.

Кроасмун и Хансен признал проблему, предположив, что при этом использовалась лазейка чтобы обойти ограничения для иностранцев при регистрации воздушного судна в США. Исполняя роль «американского гражданина» в целях регистрации, банк предоставлял ценную услугу для, скажем, многонациональных компаний, чьё руководство могло не быть американцами, сказали они. Банк несомненно болезненно реагирует на возможные проблемы с трастами. На его вебсайте содержится заявление, которое дистанцирует банк от самолётов, которые он зарегистрировал на своё имя, отмечая, что он играет при этом только роль доверенного лица.

В случае с Михельсоном путь, ведущий из России в Юту, начался в сентябре 2012 года с электронного письма в «Эпплби» из московского офиса бухгалтерской «Эрнст и Янг». Фирма хотела, чтобы «Эпплби» создала сложную корпоративную структуру чтоб неназванный клиент смог купить самолёт «Гольфстрим» ценой примерно 65 миллионов долларов и владеть им через сеть компаний в шести государствах.

С самого начала цель была ясной: «Эта структура, – написала Светлана Якушина из «Эрнст и Янг» – должна обеспечить регистрацию самолёта авиационными властями США».

Действия фирмы должны были позволить владельцу избежать уплаты определённых налогов, в основном НДС в 20 процентов с зарегистрированного и используемого в Евросоюзе самолёта. Служебная записка на 6 страницах, подготовленная «Эрнст и Янг», изложила план использования налоговой лазейки, предлагаемый островом Мэн, где около тысячи частных самолётов зарегистрированы с целью налогообложения. «Эпплби» и подобные фирмы имеют там свои офисы.

Остров Мэн позволяет собственникам избежать НДС благодаря запутанной схеме с документами, при которой самолёт принадлежит компании, расположенной на острове, но сдавшей судно в лизинг другой компании в другом месте, причём обе компании контролируются тем же собственником. Уплата налога технически откладывается на будущее благодаря использованию специального счёта, управляемого «Эрнст и Янг», а затем отменяется корпоративной структурой. Журналистские расследования наводят на мысль, что авиационный флот, зарегистрированный на острове Мэн, избежал уплаты налогов на более чем миллиард долларов.

Согласно диаграммы, созданной в офисе «Эпплби» на острове Мэн для счёта Михельсона, цепь собственников этого самолёта началась на Панаме в компании под названием «Голден стар авиэйшен», которая зарегистрирована на острове Мэн, и затем передала судно в лизинг на Каймановы острова компании «Эс Дабл ю Джи Ай гроус фанд». Обе компании контролировались Михельсоном.

Михельсон отказался отвечать на вопросы о его самолёте. Его представитель опубликовал заявление, в котором говорится: «Михельсон постоянно действует строго в рамках закона и в соответствие с соответствующим законодательством».

К июню 2013 года юристы «Эпплби» так и не узнали о роли Михельсона, им только сказали, что владелец самолёта русский. Как только они установили его личность благодаря швейцарской фирме, которая управляет финансами Михельсона, они провели проверку и пришли к заключению, что, как и в случае с другими клиентами из России, где политическая и правовая обстановка может стать нестабильной, работа с ним может быть «высоко рискованной». Но они решили продолжить сотрудничество.

Отчёт о финансовой проверке в «Эпплби» указывал происхождение средств Михельсона – размер которых сегодня составляет около 18 миллиардов долларов – от инвестиций в нефть и газ, в основном от крупнейшей негосударственной газовой компании «Новатек». Основным партнёром Михельсона по бизнесу является Геннадий Тимченко, близкий друг Путина. Оба бизнесмена являются основными инвесторами «Сибура», российской газоперерабатывающей компании.

В отчёте был список вопросов для определения наличия у Михельсона связей с США, включая наличие у него активов или адреса в стране. Ответ на все вопросы был «нет». Полётные данные показывают, что самолёт редко, если вообще, летал в США, вместо этого совершает полёты по России или изредка в города Европы и в Китай.

Несмотря на отсутствие связей с США, частный самолёт Михельсона вскоре отправился на регистрацию в Федеральное управление авиации, благодаря банку Юты. Неясно сообщили ли банку или интересовался ли он личностью владельца самолёта. Кроасмун сказал, что файлы показывали, что владелец «был русским», но детали отсутствовали.

Как бы то ни было, трастовое соглашение по поводу «Гольфстрима» Михельсона, отправленное в Федеральное управление авиации, не содержит его имени в документе. Вместо этого собственником указана «Голден стар авиэйшен», панамская компания, которую он использовал для покупки самолёта. К соглашению прикреплёно «свидетельство о гражданстве», подписанное сотрудником банка Бреттом Кингом, подтверждающим, что доверительный собственник – Банк Юты – является «гражданином США».

Заключение «Эпплби» о том, что сотрудничество с Михельсоном может быть «высоко рискованным», стало воплощаться в реальность к июлю 2014 года. В то время Вашингтон нанёс удар по ряду российских частных лиц и компаний экономическими санкциями в ответ на российскую интервенцию на Украине. Среди упомянутых Отделом контроля иностранных активов федерального казначейства были «Новатек», газовая компания Михельсона, и Тимченко, его партнёр в других предприятиях. Сам Михельсон не попал под санкции, которые жёстко ограничили доступ «Новатек» к американским рынкам капитала.

Практические незамедлительно юристы «Эпплби» сделали пометки о наличии санкций против «Новатек» и стали обмениваться письмами в поисках совета по поводу «как это отразится на структурах, которыми мы управляем». В течение недели «Эпплби» отправила сообщение помощнику Михельсона Игорю Ряскову, объясняющее, что юридическая фирма озабочена связями Михельсона с компанией, попавшей под санкции.

«Из-за возникших обстоятельств и возросшего риска, я с сожалением должен сообщить, что мы планируем прекратить обслуживание этих структур», – говорилось в сообщении.

Рясков выразил протест, сказав, что Михельсон не находится в санкционном списке. Тем не менее, «Эпплби» держалась стойко и рекомендовала Ряскову обратиться в другие фирмы. К 2015 году счёт самолёта Михельсона был переведён в финансовую фирму «Феделта траст лимитед» на острове Мэн. Рясков не ответил на просьбу прокомментировать ситуацию.

Что касается Банка Юты, он подал заявление на продление регистрации в Федеральном управлении авиации в июле прошлого года, указав, что его доверительное управление самолётом остаётся без изменений. Во время недавнего интервью сотрудники банка говорили, что дело Михельсона избежало тщательной проверки на начальном этапе, когда их процессы рассмотрения были менее строгими, и клятвенно пообещали рассмотреть его заново.

«Российское участие само по себе считается высоким риском, – сказал Хансен. – Крайне маловероятно, что что-либо подобное было бы одобрено в нынешней обстановке».

Комментариев нет. Войдите чтобы оcтавить комментарий.

Добавить комментарий

 
 
Наверх