Безумны ли серийные убийцы? Исследователи говорят, что нет

0

Если действия людей отражают их внутренний мир, тогда Девин П. Келли, убивший 26 прихожан в воскресенье в Техасе на самом деле был безумным.

Перед кровавым бесчинством он попытался пронести оружие на авиабазу после угроз убить своих командиров, согласно отчёту полиции. В 2012 году он сбежал из психбольницы в Нью-Мексико, куда его отправили после того, как он напал на свою жену и пробил голову своему пасынку.

Видео убийства в церкви, как сообщается, изображает Келли, методично идущим между рядами, убивая некоторых прихожан, даже детей, в упор.

«Я думаю, что дело тут в душевном здоровье», – сказал Трамп журналистам в понедельник.

Верно будет сказать, что тяжёлые психические заболевания более часто обнаруживаются у серийных убийц. Примерно каждый пятый скорее всего псих или помешанный, как считает доктор Майкл Стоун, судебный психиатр Колумбийского университета, который ведёт базу данных из 350 серийный убийц, история которой насчитывает более века. Среди обычных людей это число около 1 процента.

Но остальные убийцы не страдали тяжёлыми диагнозами. Хотя и издевавшийся над своей женой Омар Матин, убивший 49 человек в ночном клубе в Орландо, не имел признаков серьёзной душевной болезни. Не имел их и Стивен Пэддок, который скосил 58 зрителей концерта из окна гостиницы в Лас-Вегасе.

Это же относится и к Диланну Руфу, расисту, убившему 9 чёрных прихожан в Южной Калифорнии в 2015 году, и к Кристоферу Харпер-Мерсеру, злому молодому человеку, который убил 9 человек в районном колледже в Орегоне в том же году.

Ничто в этих преступных событиях – включая домашнее насилие, как в случае с Келли – не могло точно предсказать их крайне жестокие действия. Даже если разошедшиеся убийцы совершали домашнее насилие более часто – а это предположение оспаривается – подавляющее большинство мужчин, обвиняемых в этом никогда не доходили до массовых убийств.

Большинство серийных убийц вместо этого представляет собой полицейскую галерею недовольных и обиженных, чья злость и намерения то вскипают, то угасают, в дальнейшем выплёскиваясь в насилие как результат пережитого унижения.

«Почти во всех случаях массового убийства мышление преступника развивается», – сказал Кевин Кемерон, исполнительный директор Канадского центра оценки угроз и устранения травм.

«У них навязчивая идея. Они думают о ней всё больше, они фантазируют, они постепенно находят оправдание. Они готовятся и затем, когда нужные обстоятельства сходятся, они выплёскивают злобу».

Это эволюция происходит рационально и логически, по крайней мере в мозгу убийцы. Немыслимое становится мыслимым, затем неизбежным.

Исследователи определяют массовые убийства как события, в процессе которых в одном и том же месте одновременно погибают четыре и более человек. Эти инциденты в среднем происходят в США раз в день. Единицы из них попадают в заголовки крупных изданий. По меньшей мере половина из нападавших при этом погибает или из-за самоубийства (считается, что Келли выстрелил себе в голову), или от рук полиции.

Анализируя свою базу данных, доктор Стоун пришёл к заключению, что около 65 процентов массовых убийц не проявляли признаков психического расстройства. У 22 процентов вероятно были психозы, бред и галлюцинации, которые свидетельствуют о шизофрении, или иногда сопровождают манию и тяжёлую депрессию. (У остальных, скорее всего, были депрессивные или антисоциальные черты).

Среди психопатов он называет Джареда Лафнера, человека из Аризоны, который убил депутата Габриэль Гиффордс, демократку от Аризоны и ещё 18 человек в 2011 году. По мнению многих, включая его самого, Лафнер стремительно сходил с ума.

Адам Ланза, который в 2012 году убил 26 человек в начальной школе Сэнди Хук в Ньютауне, штат Коннектикут, выглядел абсолютно как параноик в течение месяцев перед совершением преступления, запершись в своей комнате.

Но что делать с Джоном Робертом Нойманном-мл, который в июне убил пятерых бывших сотрудников на складе в Орландо, прежде чем навести оружие на самого себя? Нойманн не выглядел психопатом, как говорят окружающие, и это более типично для мужчин, который совершают массовые убийства.

«Большая часть убийц была недовольными работниками или обманутыми влюблёнными, которые действовали из чувства несправедливости», а не были душевнобольными, сказал доктор Стоун о своём исследовании.

При анализе 71 террориста-одиночки и 115 массовых убийц, исследователи, нанятые в 2016 году Управлением юстиции, обнаружили, что уровень психических расстройств равен данным Стоуна: около 20 процентов.

Общий уровень любых психических проблем у массовых убийц, включая такие возможные диагнозы как депрессия, умственная отсталость или синдрома недостатка внимания с гиперактивностью, составил 48 процентов. Около двух третей этой группы испытывали «долгосрочный стресс», типа проблем с учёбой или на работе, неудачи в бизнесе или увечья, делавшие их инвалидами, например, после автоаварии.

Злоупотребление веществами тоже было обычным делом: более 40 процентов имели проблемы с алкоголем, марихуаной или другими наркотиками.

Глядя на оба исследования и используя собственные данный, Дж. Рейд Милой, судебный психиатр, консультирующий ФБР, определил то, что он считает основной линией: «параноидальный спектр», по его названию.

В самом худшем случае это полный психоз по типу Лафнера. Но большинство людей из этого спектра не глубоко больны. Они собиратели несправедливости. Они склонны копить обиды и неудачи, и часто обвинять в них одного человека или группу людей.

«Если у вас подобный тип паранойи, это безумие, чувство, что другие издеваются над вам годами, происходит накопление обиды и горячее желание остановить это издевательство», – сказал доктор Милой.

«Это может так и не произойти. Человек может не поддаться желанию. Но когда он это делает, обычно перед этим происходит ключевое событие. Это потеря любимого или работы, что-то, что запускает таймер, что начинает планирование».

Лечение психического заболевания могло бы изменить одного из пяти убийц, у которых имеется тяжёлое психическое расстройство, говорят эксперты. Профилактика также возможна и в других случаях, например, если нападающие открыто угрожают окружающим и эти угрозы зафиксированы.

Но другие факторы тоже должны быть приняты во внимание.

«В моём большом списке массовых убийц, если смотреть декаду за декадой, число жертв было реально мало до начала 1960-х, – сказал доктор Стоун. – С этого момента число жертв начало расти. Когда АК-47 и автоматы Калашникова и «Узи», всё это полуавтоматическое оружие стало так легко доступно».

Комментариев нет. Войдите чтобы оcтавить комментарий.

Добавить комментарий

 
 
Наверх