Экономика США выросла на 2,6% в четвертом квартале

0

Годовой показатель роста экономики в последнем квартале 2017 года составил 2,6%, сообщило правительство в пятницу, завершив год с устойчивыми показателями, хотя и без лихих 4 % годового роста, которые обещал президент Трамп.

В сочетании с понижением уровня безработицы, резким ростом фондового рынка и солнечным прогнозом, общий объем производства в стране в прошлом году в 2,3% является признаком сохраняющейся устойчивости американской экономики.

Мистер Трамп унаследовал улучшающуюся экономику, и в течение своего первого года пребывания в должности тенденция продолжилась, и рост ускорился. Он обратил внимание на эти показатели, когда он вышел на сцену в пятницу на ежегодной встрече Всемирного экономического форума в Давосе, Швейцария, где мировые лидеры делились обнадеживающими экономическими новостями в течение недели.

«После многих лет стагнации Соединенные Штаты вновь переживают сильный экономический рост, — сказал он с трибуны. — Америка наверстывает упущенное».

Карл Танненбаум, главный экономист «Northern Trust» в Чикаго, сказал, что есть чем гордиться, хотя данный показатель ниже, чем многие аналитики предсказывали. «Мы закончили 2017 год достаточно успешно, — сказал он. — Было многих сильных моментов в четвертом квартале».

Покупатели в праздничной сезон были полны энтузиазма, и расходы на бизнес и жилье увеличились. Постоянный аппетит к иностранным товарам, однако, расширил торговый дефицит — в ноябре он достиг показателя в 50,5 миллиардов долларов и замедлил прирост валового внутреннего продукта. Сокращение запасов материальных оборотных средств стало еще одним тормозом.

«Мы, наконец, начинаем видеть некоторый рост инвестиций предприятий в основной капитал, — говорит Джоеэль Праккен, главный экономист США в «Macroeconomic Advisers» компании «IHS Markit». — Мне кажется, что компании, которые были очень осторожны из-за страха, что подобные расширения могут потерпеть неудачи, теперь рискуют потерять выручку, если они не расширятся».

Доклад Министерства торговли о валовом внутреннем продукте является предварительным проектом. Оценка за четвертый квартал будет пересмотрена дважды в течение следующих нескольких месяцев, и она может увеличиться или сократиться на несколько процентных пунктов на основе предыдущих пересчетов. В конце концов, правительственные статистики должны составить смету за четвертый квартал без полных данных по строительству, торговле и запасам материальных оборотных средств.

Этот статус не помешает цифрам стать поводом для политических дебатов о том, сколько заслуг у мистера Трампа в таком расширении.

Экономика страны, оцениваемая в 17 триллионов долларов, восстановилась после спада в первые три месяца 2017 года, когда резкое сокращение потребительских расходов ограничило рост валового внутреннего продукта до 1,4 % в годовом исчислении. Показатель возрос в течение следующих шести месяцев, достигнув 3,1 % во втором квартале и 3,2 % в третьем. Сторонники приписывают мистеру Трампу заслуги в повышении доверия со стороны бизнеса и потребителей, и говорят, что снижение налогов и упрощенное регулирование подпитывают инвестиции в капитал и создание рабочих мест.

Рост американской экономики был поддержан одновременным ростом в странах по всему миру, что подпитывало торговлю и позволяло иностранным потребителям покупать больше товаров американского производства.

После нескольких лет замедленных темпов развития экономики, устойчивый, если не сказать ничем не примечательный, рост Соединенных Штатов был ярким пятном по сравнению с борющимися экономиками за рубежом. При президенте Бараке Обаме, который вступил в должность во время падения экономики, среднегодовой рост составлял 2,1 % после кризиса с максимальным показателем 2,9 % в 2015 году.

Но в 2017 году экономический подъем распространился по крайней мере на 120 стран, согласно отчету, опубликованному на этой неделе Международным валютным фондом. В некоторых странах этот показатель превысил уровень в Соединенных Штатах.

В ряде стран темпы роста были выше, чем в Соединенных Штатах в прошлом году. Согласно докладу Всемирного экономического форума, среди крупных стран группы 7 Соединенные Штаты занимают пятое место. В списке из 29 стран с развитой экономикой они заняли 10-е место, хотя и опустились близко к последним местам с точки зрения справедливого распределения выгод.

Головокружительные достижения фондового рынка также были явлением, характерным для всего мира. Лоуренс Х. Саммерс, экономист Гарвардского университета и бывший министр финансов, отметил, что основные фондовые индексы Японии, Гонконга, Германии и Южной Кореи зарегистрировали прирост, сравнимый с индексом 500 акций «Standard & Poor», если не больше. «Показатели США не выделяются по сравнению с остальным миром», —  сказал он.

Хотя данные, опубликованные Министерством торговли в пятницу, выглядят отсталыми, экономическая панель страны указывает на то, что Соединенные Штаты готовы к более быстрому росту. Сторонники республиканской налоговой реформы говорят, что она ускорит инвестиции и расходы в будущем году. За снижением запасов материальных оборотных средств, которое уменьшило рост валового внутреннего продукта, должен последовать всплеск расходов.

Несколько аналитиков и экономистов, однако, утверждают, что маловероятно, что Соединенные Штаты могут поддержать ежегодный рост намного больше, чем 2 %, учитывая небольшую стареющую рабочую силу, вялый рост производительности и рост дефицита.

МВФ также предупредил, что прогноз об экономическом приросте на ближайшие пару лет не будет устойчивым, особенно с учетом растущего долга США и других стран.

«Политические лидеры и политические деятели должны помнить о том, что нынешний экономический импульс отражает слияние факторов, которое вряд ли продлится долго», —  сказал Морис Обстфельд, главный экономист МВФ.

Несмотря на все внимание, которое порождает статистика роста, экономисты предупреждают, что люди, как правило, слишком много видят в показателях МВФ. В последние годы все больше и больше экспертов предупреждают, что становится все труднее измерить экономику, основанную на знаниях (инновационная экономику), где такие сервисы, как «Facebook» и «Google» являются бесплатными, а инновации и улучшения часто нельзя оценить.

Доклады и презентации на ежегодной конференции Американской экономической ассоциации, прошедшей в этом месяце, указали на соответствующие недостатки.

Показатели МВФ в отношении Соединенных Штатов, возможно, были искусственно снижены за последнее десятилетие по другой причине: налоговая политика, которая поощряла перенос миллиардов долларов внутренней прибыли транснациональных корпораций, находящихся на территории США, за рубеж.

После того, как Ирландия стала оффшорной юрисдикцией, ее темпы роста внезапно выросли до более чем 25% в 2015 году. По крайней мере, часть того, что было учтено, было произведено в Соединенных Штатах и должно было быть учтено при расчете показателей американского роста, сказал Алан Дж. Ауэрбах, экономист Калифорнийского университета в Беркли. Значительная часть торгового дефицита в Соединенных Штатах была вызвана компаниями, завышающими импорт из своих зарубежных дочерних компаний и занижающими экспорт, сказал мистер Ауэрбах.

Один анализ показал, что такие способы ведения бухгалтерского учета способствовали вычету 280 миллиардов долларов из показателей производства в стране в 2012 году. Новый налоговый закон переделывает многие из этих международных положений. Эти изменения «должны несколько смягчить стимулы» к содержанию денежных средств за рубежом, сказал Фатих Гувенен, один из авторов анализа, «но все еще не устраняют их полностью».

Однако изменения Налогового кодекса могут помешать измерениям роста в следующем году. Если достаточно компаний перестанут выдавать значительную внутреннюю прибыль как иностранную, объем валового внутреннего продукта увеличится без изменений объемов производства.

«В ближайшие пару лет, я думаю, что будет разовый скачок уровня валового внутреннего продукта, потому что прибыль, которую компании «Apple», «Google», «Facebook» относили к оффшорным зонам, будет фигурировать в их американских счетах», —  сказал мистер Гувенен, профессор экономики в университете Миннесоты.

«Если это произойдет в большем масштабе, это повлечет более быстрый роста ВВП», —  сказал он, даже если его нет.

Комментариев нет. Войдите чтобы оcтавить комментарий.

Добавить комментарий

 
 
Наверх