«Ксерокс», новатор, попавший под удар цифровой революции, передал контроль «Фуджифилм»
Когда «Ксерокс» выпустил свои популярные копировальные машины в 1959 году, их волшебство считалось высшим техническим достижением как «Айфон», который Стив Джобс представил миру почти 50 лет спустя. Но так же как и «Ксерокс» сделал копировальную бумагу устаревшей, «Айфон», «Гугл докс» и облако сделали «Ксерокс» компанией из прошлого.
В среду «Ксерокс» заявил, что после 115 лет независимой деятельности, он объединяется с японской «Фуджифилм холдингс». Сделка обозначила конец компании, которая когда-то была американским корпоративным локомотивом.
«Ксерокс – образцовый представитель монополии в технологическом бизнесе, который не может перейти в новое поколение технологий», – сказал Дэвид Б. Йоффе, профессор гарвардской бизнес-школы.
Сделка стала хорошим напоминанием что независимо от высоты полёта, компания всё равно попадает под влияние следующего большого прорыва. «Ксерокс» присоединился к когда-то блестящим компаниям типа «Кодака» и «Блэкберри», которые проиграли в инновационной гонке.
В рамках сделки «Фуджифилм» получит немного больше 50 процентов бизнеса «Ксерокса». В планах сокращение расходов в последующие годы на сумму в 1,7 миллиарда долларов. «Фуджифилм» говорит, что урежет фонд зарплаты на 10 000 сотрудников по всему миру.
Как «Ксерокс» упал так низко стало причиной анализа, в ходе которого эксперты в области менеджмента назвали причиной «ловушку опыта» – организация становится экспертом в чём-то одном до такой степени, что уже не может научиться ничему новому.
Корни «Ксерокса» идут с момента основания компании в 1903 году в виде «Эм Эйч Кун компани». Но изобретение, придуманное во временной лаборатории в Куинсе в 1930-е – предшественнице гаражей Кремниевой долины, которые использовали люди типа Джобса – изменило траекторию «Ксерокса». Это изобретение Честера Карлсона, патентного юриста, привело к созданию современного копира. Он даже придумал термин для процесса: ксерография. В 1959 «Ксерокс», который получил право на разработку технологии, представил офисный копир, который стал мейнстримом.
Вскоре копировальные машины стали процветающим бизнесом и центром офисной жизни, точкой неформального общения и сплетен. В крупных компаниях «Ксероксные комнаты» стали местом для зависания.
Высококлассные ксероксы – в частности, сложные компьютеры по работе с бумагой – стали символом современных технологий, иногда одерживая верх над нерасторопными людьми. В классической сцене из фильма «С 9 до 5», вышедшего в 1980-е, копир побеждает недавно пришедшую на работу сотрудницу в исполнении Джейн Фонды.
Имя корпорации даже стало глаголом.
В лучшие времена «Ксерокс» инвестировал в новые технологии. В 1970-е он создал исследовательский центр в Пало-Альто, штат Калифорния, вдали от своей штаб-квартиры на восточном побережье. Его целью было изобретение новых технологий будущего.
Технологи в лаборатории под названием «Исследовательский центр Пало-Альто» не изобрели компьютерную мышь и графический пользовательский интерфейс. Но они усовершенствовали их и построили готовый к использованию прототип персонального компьютера, «Альто». Более чем 1000 единиц «Альто» были созданы и отправлены на работу, включая Белый дом Джимми Картера.
В 1979 году во время визита, который стал основой для бизнес-легенды, Джобс обошёл лабораторию. В дальнейшем идеи, которые он там увидел, воплотились в компьютере «Эппл» «Макинтош».
В течение лет у «Эппл» были свои взлёты и падения. Но когда Джобс понял, что грядёт что-то новое, он волевым решением переориентировал компанию. Он не попал в ловушку опыта и сегодня «Эппл» самая дорогая корпорация в мире.
В «Ксероксе», когда корпоративные менеджеры приняли проект персонального компьютера и попытались вывести на рынок «Альто» под названием «Ксерокс стар», они установили его цену на уровне более 16 000 долларов. Провал.
«Ксерокс стар» стоил практически как копир, дорогая офисная машина, а не как персональный компьютер. В 1981 году, в том же году, когда «Стар» вышел на рынок, «Ай Би Эм» представила свой «Пи Си» для бизнеса, который стоил менее 1 600 долларов. Три года спустя Эппл Макинтош» продавался примерно за 2 500 долларов.
В 1980-е когда срок действия его патентов на копировальную технологию истекал, «Ксерокс» столкнулся с жёсткой конкуренцией со стороны японских конкурентов типа «Кэнон» и «Рико», чьи цены были ниже. По этим давлением «Ксерокс» нырнул в сферу финансовых услуг. Он купил страховую компанию «Крам и Фостер» и инвестиционную управляющую компанию «Ван Кампен Мерритт». Финансовое подразделение испытывало проблемы, и компания избавилась от него в 1990-е.
С тех пор «Ксероксу» пришлось трудно из-за распространения электронной почты и переходу офисов по всему миру на электронную отправку документов. Снижение использования бумажных копий подорвало некогда выгодную франшизу компании.
В последние годы «Ксерокс» пытался вернуть свои позиции как поставщика бизнес-услуг, помогая компаниям организовать их документооборот и работая в таких сферах как здравоохранение, человеческие ресурсы и финансовый контроль. Он получил несколько больших контрактов, например, управление компьютерными и платёжными системами, используемыми в пунктах сбора платы за проезд по дорогам «Изипасс».
Однако, ни одно из этих занятий не помогло восполнить потери от загибающегося копировального бизнеса. Карл С. Айкан, активный акционер, требовал от компании двигаться дальше.
«Мы верим, что у «Ксерокса» всё ещё есть потенциал, но он пойдёт по пути «Кодака», если не произойдёт значительных изменений», – сказала Айкан в декабре.
Лидеры компании видели проблему. «Мир меняется, – сказала в 2012 году в интервью «Эн Пи Ар» Урсула Бёрнс, исполнительный директор в то время. – И поскольку мир меняется, если вы не трансформируете свою компанию, вы застрянете».
«Ксерокс» не удалось попасть на вершину цифровой волны и достичь своего прежнего процветания.
В рамках сделки, озвученной в среду, «Ксерокс» из Норуока, штат Коннектикут, станет частью существующего совместного предприятия «Фуджи Ксерокс», которое продаёт офисные продукты и услуги в азиатско-тихоокеанском регионе. Частью сделки станет выплата общих дивидендов в сумме 2,5 миллиарда долларов своим акционерам.
Объединённая компания должна получить 18 миллиардов долларов годовой выручки и продолжит торговаться на Нью-Йоркской фондовой бирже под символом «Ксерокса», XRX.
«Я уверен, что способность «Фуджифилм» следовать изменениям и её опыт успешного преобразования даст конкурентное преимущество новой «Фуджи Ксерокс», – сказал Шигетака Комори, председатель и исполнительный глава «Фуджифилм» в письменном заявлении.
«Фуджифилм» всё ещё производит фотоплёнку, но она значительно расширила бизнес, используя свои химические и технологии обработки изображения в продуктах такого широкого спектра как косметика и медицинское оборудование.
Тем не менее, «Фуджифилм» сказала в среду, что её ждут испытания. Компания снизила свои ожидания операционных доходов на уровне около 30 процентов. Она предупредила, что поле вокруг «Фуджи Ксерокс» «в постоянном напряжении» и сказала, что «будет проведена фундаментальная структурная реформа»
Акции «Ксерокса», которые в основном не двигались в последние годы несмотря на широкие колебания фондового рынка, выросли примерно на 12 процентов в течение нескольких прежних месяцев в ожидании сделки.
Совместное предприятие с «Фуджи», созданное в начале 1960-х, было яркой точкой для «Ксерокса», сказал Бен Гомес-Кассерес, профессор международной бизнес-школы Брандеис. Изначально как более сильный партнёр «Ксерокс» получал выгоду от обмена технологиями со своим японским партнёром. Слияние, говорит Гомес-Кассерес, возможно лучшее решение для «Ксерокса».
«Они закрылись бы несколько лет назад без «Фуджи», – сказал он.
Комментариев нет. Войдите чтобы оcтавить комментарий.