Чтобы противостоять России, США показывают, что ядерное оружие возвращается по максимуму

0

Соглашение, обязывающее США и Россию держать свои ядерные арсеналы дальнего действия на самых низких уровнях с начала Холодной войны, вступает в силу в понедельник. Когда оно было подписано 8 лет назад, президент Барак Обама выразил надежду, что это станет первым маленьким шагом в сторону более крупного сокращения и, несомненно, к миру без ядерного оружия.

Сегодня этот оптимизм идёт в обратном направлении. Новая ядерная политика, принятая администрацией Трампа в пятницу, призывающая противостоять гонке россиян в попытках модернизировать их вооружение, даже стремясь оставаться в рамках соглашения, запускает новый род ядерной гонки вооружений. Она в меньшей мере основывается на количестве вооружений и более на новой тактике и технологиях, которые должны переиграть и обмануть другую сторону.

Пентагон предвидит новую эру, в которой ядерные вооружения возвращаются в крупном объёме – его стратегия изобилует планами создания новых маломощных ядерных вооружений, сторонники которых говорят, что они необходимы для соответствия российским успехам, а критики предостерегают, что они будут слишком соблазнительны для использования президентом. В результате лимиты для ядерных вооружений, которые вступают в силу в понедельник, сейчас скорее выглядят как конечный пункт после трёх декад ограничений, а не как остановка в пути к следующим сокращениям.

При этом когда Трамп призвал Конгресс «модернизировать и перестроить наш ядерный арсенал» в своём обращении «О положении страны» на прошлой неделе, он не упомянул логическое объяснение своей администрации: Путин ускорил опасную игру, которой США должны соответствовать, даже если ценник взлетит выше 2,1 триллиона долларов. Это последняя оценка бюджетного кабинета Конгресса, которая, как думают многие эксперты, занижена на половину триллиона.

Трамп едва упомянул Путина в речи и ничего не сказал о российском ядерном наращивании. Его нежелание говорить о России и её лидере во время своей кампании и в течение первого года на посту – и его отказ от введения санкций против России, требуемых Конгрессом – подогрели подозрения о том, что стоит за его постоянной дружественной позицией в отношение Путина.

В обращении «О положении страны» президент намного больше сосредоточился на Северной Корее и на борьбе с терроризмом, хотя его министр обороны Джим Маттис объявил всего несколько дней назад, что «большая борьба за власть – не терроризм – сегодня главная задача национальной безопасности США».

В отличие от президентского обращения, отчёт, вышедший в пятницу, известный как «Обзор ядерного потенциала», был крайне сфокусирован на России. Он описывает Путина как человека, заставляющего американскую сторону перестроить ядерную силу, как об этом говорят другие документы, изданные Советом национальной безопасности Трампа и его Пентагона.

Отчёт содержит резкое предупреждение о новой российской автономной ядерной торпеде, которая – хотя и не нарушает условия соглашения, известного как «Новый старт» – похоже, разработана чтобы незаметно пересечь Тихий океан и выпустить смертельное радиоактивное облако, которое оставит крупные части Западного побережья необитаемыми. Текст также явно отказывается от призыва Обамы сделать ядерное оружие снижающейся частью американской обороны. Лимит числа боеголовок – 1500 готовых к применению боеголовок – который вступает в силу в понедельник, заканчивается в 2021 году, а ядерное обозрение не показывает энтузиазма по поводу шансов о его возобновлении.

Отчёт описывает будущие соглашения о контроле за вооружениями как «сложнопредсказуемые» в мире, «который примечателен наличием государств, владеющих ядерным оружием и желающих изменить границы и обойти существующие нормы», в частности российскими нарушениями серии других соглашений об ограничении вооружений.

«Прежние предположения что наша способность производить ядерные вооружения перестанет быть необходимой, и что мы могли допустить устаревание требуемой инфраструктуры, оказались ошибочными, – говорится в отчёте. – Сегодня ясно, что США должны иметь достаточно ресурсов для исследований, дизайна, разработки и производства, чтобы обеспечить устойчивость и замену своих ядерных сил».

Новая политика была встречена аплодисментами республиканских экспертов по безопасности, включая некоторых, которые дрожали, когда Трамп угрожал использовать ядерное оружие против Северной Кореи, но беспокоились, когда он недостаточно концентрировался на российской ядерной модернизации.

«Теория Обамы была в том, что мы пойдём путём сокращения нашей надежды на ядерное вооружение и все вокруг сделают то же самое, – сказал Франклин С. Миллер, ядерный эксперт, который служил в администрации Джорджа В. Буша и был неформальным консультантом для официальных лиц Пентагона, которые создавали проект нового положения. – Это не сработало. Россияне развёртывают системы в то время как мы этого не делаем, и наша первая система не будет готова к 2026 или 2027 году».

«Это крайне центристская ядерная политика, – сказал Миллер по поводу документа, настаивая на том, что новые маломощные единицы вооружения сдержат Путина и сделают ядерную войну маловероятной, а не станут новым соблазном для Трампа. – Ничего в ней не заслуживает критики, которую она получила».

Старший представитель администрации, который согласился обсудить политику только на условиях анонимности, сказал, что Трампу озвучили новый ядерный подход, но детали оставили для Маттиса и его советника по национальной безопасности генерал-лейтенанта Х. Р. Макмастера. Президент, говорят официальные лица, в основном был озабочен первенством в любой ядерной гонке с Россией и в меньшей мере с Китаем.

Даже самые ярые критики Трампа допускают, что США должны сделать свои шаги в то время как Россия и Китай сделали крупные инвестиции в модернизацию своих вооружённых сил, делая их более смертоносными. Новая стратегия администрации детально описывает российское наращивание, предоставляя документы о том, как Москва проводит «многочисленные усовершенствования» своего парка стратегических бомбардировщиков, а также ракет дальнего действия, размещённых на море и на земле. Россия, говорится в докладе, также разрабатывает «по меньшей мере две интерконтинентальные системы», а также автономную торпеду.

Россия, как говорят США, нарушила другое соглашение, которое покрывает ракеты средней дальности, а также «создаёт крупную, разнообразную и современную» группу вооружений меньшей дальности с менее мощными боеголовками, которые «не вписываются в соглашение «Новый старт». Тем не менее, Трамп не заявил публично о предполагаемом нарушении соглашения новым оружием.

Хотя члены администрации Обамы были крайне критически настроены в отношение документа администрации Трампа, мало кто сомневается, что Обама протоптал дорогу для политики модернизации. Он согласился на модернизацию американских ядерных лабораторий стоимостью в 70 миллиардов долларов, чтобы Сенат одобрил «Новый старт» в 2010 году.

Новый документ призывает к более крупным расходам – к программе, которая по минимуму обойдётся в 1,2 триллиона долларов за 30 лет без учёта инфляции. Большинство из этих денег пойдёт на новое поколение бомбардировщиков и новые подводные лодки, а также на перестройку наземных ядерных ракетных сил, которые всё ещё занимают огромные площади на западе. Хотя эти системы самые незащищённые и являются самой изношенной частью вооружённых сил, они одновременно самые политически популярные в Конгрессе, потому что предоставляют рабочие места в сельской местности.

В некоторых случаях план Трампа заходит с ядерным оружием дальше, чем предлагал Обама, например, с новым поколением ядерных крылатых ракет. Низколетящие ракеты, сброшенные с бомбардировщика, прижимаются к земле, чтобы обойти радары и противовоздушную оборону противника.

Другое вооружение, тем не менее, полностью новое. Например, политика призывает к «быстрой разработке» крылатых ракет, которые будут запускаться с подводных лодок, а затем подниматься в воздух прежде чем достигнуть цели. Обама устранил старую версию.

Политика также призывает к разработке маломощных боеголовок для некоторых баллистических ракет на подводных лодках – часть обширных усилий по расширению надёжных возможностей «для ответа на ядерные или неядерные стратегические атаки». Но критики маломощных вооружений говорят, что этот тип оружия размывает линию между ядерным и неядерным вооружением, делая его использование более вероятным.

Эндрю С. Вебер, заместитель министра обороны администрации Обамы, который осуществлял надзор за ядерным арсеналом страны, назвал новый план опасным безумием, которое сделает ядерную войну более реальной.

«Мы просто следуем безответственной российской доктрине, – сказал он. – Мы уже можем отразить любой удар. У нас много маломощного оружия. Новый план – это фикция, созданная чтобы оправдать создание нового ядерного вооружения. Они просто усиливают потенциал для его использования и просчётов. У администрации кафкианская логика.

Одним из самых противоречивых элементов новой стратегии является секция, которая заявляет, что США могут использовать ядерное оружие для ответа на разрушительную, но не ядерную атаку на критическую инфраструктуру, например, на электрическую подстанцию сети мобильной связи.

Все новые или переделанные боеголовки придут из Национальной службы ядерной безопасности, подразделения Управления энергетики, в котором, как говорят официальные лица, уже ощущается нехватка кадров.

«Мы вполне укомплектованы людьми, – цитируют Франка Г. Клотца, ушедшему в прошлом месяце на пенсию с поста главы агентства. – У нас вполне достаточно материалов для работы. И достаточно рабочих часов в день на наших объектах».

Комментариев нет. Войдите чтобы оcтавить комментарий.

Добавить комментарий

 
 
Наверх