Далёкая от завершения сирийская война расширяется на многих фронтах
С полдесятка новорождённых, моргающих глазами и выгибающих спины, перенесли из горящей больницы, подвергшейся ударам с воздуха. Разбомбленный многоквартирный дом обрушился, погребя целые семьи. Медики обливают пациентов водой после предполагаемой атаки хлором, одной из пяти в Сирии с начала года.
Это только часть актов насилия, произошедших на этой неделе на севере Сирии, согласно сообщений местных жителей и спасателей, после того как правительство и его российские союзники расширили воздушную войну в двух последних крупных регионах, удерживаемых повстанцами.
«Против нас за семь лет использовали все виды оружия, и весь мир смотрит на это, – сказал Моаз Аль-Шами, антиправительственный активист из северного сирийского города Саракеб, где по клинике удар был нанесён в то время, когда её сотрудники занимались людьми, ранеными при бомбёжке рынка, на котором они покупали картофель. – В Саракебе мы умираем дважды».
С момента разгрома Исламского государства в прошлом году и при постоянных наступлениях правительства на группы мятежников, за рубежом возникло неверное восприятие что сирийская война затихает. Вместо этого бойня достигает нового пика.
С декабря 300 000 человек покинули район боевых действий. На этой неделе за 48 часов от ударов правительства погибло более 100 человек, в основном гражданские лица, как говорят спасатели и медики, из осаждённых, удерживаемых бунтовщиками пригородах к востоку от столицы, Дамаска. Были слышны взрывы и дым наблюдался с центра власти всего в нескольких милях.
Представители ООН во вторник объявили ситуацию «экстремальной» и призвали к немедленному прекращению огня по всей стране. Международный комитет Красного креста открыто осудил бомбардировку медицинских учреждений в провинциях Хама и Идлиб, где большинство больниц уже выведено из строя.
Как только правительством были предприняты два крупных наступления на укрепления мятежников, Турция устроила неожиданное вторжение в приграничную курдскую область и внезапно три региона оказались под огнём, создавая новую опасность для гражданских.
«Есть множество фронтов где люди находятся в сильной опасности без какого-либо решения, – сказал во вторник помощник Генерального секретаря Панос Мумцис, региональный координатор помощи ООН сирийскому кризису. – Такого мы не видели».
Факт в том, что сирийская война годами была не одной войной, а чередой отдельных, но пересекающихся конфликтов с ротацией участников боёв. Большинство мира ликовало по поводу развала средневекового халифата Исламского государства в прошлом году. Но эта победа расчистила путь для приведших к войне конфликтов, участники которых жаждут мести.
На западе Сирии правительственные силы переместили своё внимание к битве, которая шла до восхождения Исламского государства: войне с рядом групп мятежников, стремящихся сместить президента Башара Аль-Асада. При поддержке России и Ирана сирийская армия продолжает усилия по уничтожению остающихся крупных карманов, удерживаемых боевиками, которые были захвачены несколько лет назад фракциями разного толка, от националистов-дезертиров до исламских групп, которые доминируют над ними.
Более того, радость по поводу победы над Исламским государством может быть преждевременной. Многие из его бойцов просто ушли в подполье, присоединившись к спящим ячейкам и вернувшись к партизанской тактике внезапных ударов в удерживаемых правительством районах.
Хаид Хаид, исследователь Сирии в «Чатам хауз», британской исследовательской группе, сказал, что уже есть признаки того, что другие мятежные группы также используют партизанскую стратегию, устраивая взрывы в контролируемых правительством городах Дамаск и Алеппо. Всё больше будут уходить в эти отряды с потерей территории, говорит он.
«Мы говорим о тысячах людей, не о сотнях, – сказал он.
Запад значительно отошёл от битвы за Ассада, автоматически приняв его власть и оставив Россию, Иран и Турцию самыми активными иностранными державами на войне. Но США остаются в окопах на большой части северо-восточной Сирии, которую возглавляемая курдами милиция при поддержке американцев отбила у Исламского государства.
Пока два очень разных мятежных региона сдерживают натиск атак правительственных сил, поддерживаемых российской авиацией и иранской милицией, включая ливанскую группу «Хезболла». Один из них – преимущественно сельская провинция Идлиб на северо-восточной границе Сирии, где на прошлой неделе новорождённые были эвакуированы из горящей больницы на прошлой неделе. Жители копают окопы и думают куда бежать.
Мохаммад Найдат Каддур, 32 года, сказал, что он почти на грани отчаяния после семи лет протестов против государства, укрывания от авианалётов и попыток создать независимые местные организации для открытого неповиновения группам джихадистов, которые овладели провинцией.
«Всё скоро кончится», – сказал он недавно, когда правительственные силы подошли на расстояние в несколько миль до его родного города Бинниш. Он обвинил разобщённые группы бунтовщиков и их ошибочное изначальное одобрение джихадистов, которые позже повернулись против них.
«Если Бинниш и Саракеб падут, прощай Идлиб, – сказал он. – Но мы это заслужили».
Несколько людей сказали, что деревни пустеют, и в них остаются только кошки и собаки.
«Вот результат, пустой город, – сказал Шами, говоря о Саракебе. – Число мучеников не упоминается в новостях, но для людей в этой деревне это конец».
История Идлиба во многом повторяет историю войны. Провинция была одним из первых центров протестов против десятилетий правления семьи Ассада, и одним из первых мест где люди, после того как правительство стало подавлять протесты, начали брать в руки оружие.
Некоторые повстанческие группы получили поддержку США и их союзников. Но объявились зарубежные джихадисты, которые при вербовке сирийцев доказали, что они лучше обеспечены и организованы. Идлиб стал одним из оплотов Исламского государства. Местные бойцы выходили из группы только чтобы впоследствии попасть под влияние ячеек, связанных с Аль-Каидой.
Джихадисты поддерживали заявление правительства, что оно боролось с терроризмом. Западная поддержка повстанцев ослабла.
Идлиб имеет ещё одно отличие: когда правительственные силы захватывали взбунтовавшиеся города, они часто предлагали мятежникам и гражданским лицам возможность сдаться и переехать в Идлиб. Провинция сегодня стала домом для двух миллионов человек, половина из них перемещена из других частей страны.
Другие, как землевладелец из Саракеба по имени Майсара, приехали и уехали. Он на время перебрался в Турцию, затем вернулся и вложился в завод по производству воды в бутылках. На прошлой неделе его разбомбили правительственные войска. Тем не менее Майсара, который просил не называть его фамилию из опасения репрессий, сказал, что попытается жить при правительстве, чем снова бежать.
«Я остаюсь здесь, – сказал он. – Мы просто молимся».
Другое осаждаемое укрепление мятежников — это кластер рабочих пригородов Дамаска, известный как Восточная Гута, куча натыканных бетонных домов и ферм, которые несколько лет как отрезаны осадой правительства.
Битва здесь имеет иную динамику: война на измор в основном с постоянными линиями фронта. Правительство отрезало доступ к еде и воде для населения, число которого оценивается ООН в 400 000 человек, половина из них дети. Левый сирийский диссидент Яссин Аль-Хадж Салех называет его «концентрационным лагерем».
Но правительственные войска недавно не смогли продвинуться здесь, поэтому они усиливают осаду и бомбардировки.
Во вторник и среду один из самых страшных налётов накрыл район, погубив более 100 человек. Местные жители опубликовали фотографии убитой девочки, которая улыбалась перед стеной из вьюнков, плачущего ребёнка с оторванной правой ногой и более ужасные. Журналист агентства «Франс Пресс» рассказал, что видел пятерых детей, включая самого маленького из братьев, убитых бомбой, когда они несли воду.
Повстанцы в Восточной Гуте тоже гибнут, но меньше. Район Старого города в Дамаске бомбили в этом году не менее трёх раз, погубив 13 человек, включая несколько детей, согласно сирийским государственным СМИ.
С начала 2018 года Восточная Гута была целью по меньше мере трёх атак, в ходе которых, как предполагается, использовались бомбы, начинённые хлором, которые редко убивают, но заставляют людей задыхаться. Использование хлора в качестве оружия запрещено международным правом.
Гута также стала полем атаки в 2013 году, при которой зарин, запрещённый нервнопаралитический агент, погубил 1400 человек, включая более чем 400 детей. Зариновая атака стала причиной российско-американской сделки по уничтожению сирийского арсенала химического оружия. Организация по запрету химического оружия, которая следит за соблюдением соглашений, запрещающих его, говорит, что она расследует недавние атаки, в которых мог применяться хлор.
Согласно данным ЮНИСЕФ, 12 процентов детей младше пяти лет страдают в Восточной Гуте от острого недоедания. Короткое перемирие в прошлом месяце позволило 29 человекам покинуть район для оказания им медицинской помощи, но представители ООН говорят, что по меньше мере ещё 600 человек нуждаются в немедленной эвакуации. Один из них, Амамех Яссин Дарвиш, которому было 18 месяцев, страдал от рака и умер на прошлой неделе без лечения, говорят врачи.
Даже если правительство снова овладеет Идлибом и Восточной Гутой, это не станет концом войны.
Международные напряжения угрожают новыми непредсказуемыми эскалациями типа недавнего турецкого вторжения через северную границу. Турция намеревается захватить курдский анклав Африн, и затем двинуться на восток в Манбиж, где она столкнётся с американскими войсками, которые вызвались защищать его. Такая встреча может привести к беспрецедентному вооружённому конфликту между двумя членами НАТО.
Вероятность сирийских боевых столкновений между США и Россией также увеличилась. Риски были упомянуты в четверг, когда поддерживаемая Америкой коалиция заявила, что отбила «беспричинную атаку» сил милиции, поддерживающих правительство Ассада, на востоке Сирии в ночь на среду и ответила смертельными авиаударами.
Появились противоречивые сведения о жертвах, разнящиеся от 7 до не менее 100, все они считаются членами поддерживающей Ассада шиитской милиции, расположенной в юго-восточной провинции Сирии Дейр Аль-Зур. Но Россия и Сирия сказали, что агрессором была поддерживаемая Америкой сторона.
Мятежный анклав всё ещё держится на юге при поддержке США и Иордании. Район также является горячей точкой напряжения между Израилем и Ираном, поскольку «Хезболла» возится возле удерживаемых Израилем Голанскими высотами.
Множество конфликтов и воюющих сторон сделали войну устойчивой против международных миротворцев. Мирные переговоры под руководством ООН в Женеве зашли в тупик, а «национальный диалог» в России на прошлой неделе проходил при скоплении сторонников правительства Ассада и оказался направленным на ратификацию военной победы.
После семи лет битв, предположительно 400 000 погибших и 11 миллионов сирийцев, покинувших дома – более половины населения – многие международные официальные лица и аналитики, похоже, подошли к вопросу о том, как перестроить Сирию после того что они увидели, как неизбежный возврат контроля Асаду. Некоторые европейские и азиатские страны уже торгуются по поводу контрактов на многомиллиардное восстановление, а Россия и Иран уже получили инфраструктурные концессии.
Даже если позиция Ассада окажется прочной, вопрос будет в том, насколько дольше и смертельнее будет война.
Комментариев нет. Войдите чтобы оcтавить комментарий.