«Достаточно одной ошибки»: беспокойство по поводу отправки войск на границу
Немногим более года назад, когда появились новости о служебной записке администрации Трампа, которая предлагала мобилизовать 100 000 воинов национальной гвардии, чтобы задерживать нелегальных иммигрантов на южной границе, пресс-секретарь Белого дома быстро осудил доклад как «безответственный».
«Это на сто процентов не верно, – сказал Шон Спайсер, пресс-секретарь на тот момент, журналистам на борту номер 1. – Вообще никто никого не задерживает, не использует национальную гвардию для задержания нелегальных иммигрантов».
В Пентагоне, где официальные лица хмуро встретили новость, послышались вздохи облегчения: военные лидеры давно противились отправке сил национальной гвардии на границу.
«Существуют значительные издержки, – сказал Джеймс Г. Ставридис, четырёхзвёздный адмирал в отставке, которые командовал силами США в Европе и Латинской Америке, добавив, что силы, отправленные на границу с Мексикой – считающейся союзником Америки – «упустят важные моменты в подготовке к их основной миссии – боевым действиям».
Но идея, которую Спайсер год назад назвал немыслимой, опять на повестке дня.
В среду представители Белого дома сказали, что Трамп планирует мобилизовать национальную гвардию на южной границе. Заявление вышло на следующий день после того как Трамп удивил одного из своих главных советников, сказав, что он хотел отправить войска, чтобы они сделали то, что не могут сделать иммиграционные подразделения: защитить границу от того, что он охарактеризовал как растущую угрозу в виде нелегальных иммигрантов, наркотиков и преступности из Центральной Америки.
Кирстен Нильсен, секретарь по национальной безопасности, сказала в среду, что её департамент и Министерство обороны начнут работу с губернаторами по использованию гвардии «в помощь пограничным войскам». Но помимо этого официальные лица дали мало деталей о том сколько войск выдвинется, когда они прибудут или в каком качестве они будут служить.
Нильсен сказала, что она наделялась, что развёртывание сил начнётся «немедленно», но представители администрации сказали, что формальные договорённости с губернаторами, которые позволили бы мобилизовать войска, всё ещё обсуждаются.
В Пентагоне несколько официальных лиц выразили сомнение по поводу начала борьбы с союзником в то время, когда у военных много противников – Исламское государство, Северная Корея, Россия, Сирия – с кем можно бороться. Скопление американских войск на границе с другим государством, сказали несколько действующих и бывших сотрудников министерства обороны, станет знаком враждебности и повысит шансы для провоцирования открытого конфликта.
«Нам так везёт в этой стране если посмотреть на наши границы, – сказал генерал-майор Пол Итон, ветеран иракской войны в отставке. – У нас Тихий океан с одной стороны, Атлантический с другой и союзники на севере и на юге. Мексика нам не враг. Зачем ставить такой угрожающий барьер перед дружественной страной?»
Раздражённый тем, что обещанная им стена далека от завершения, Трамп сказал, что он обсуждал использование национальной гвардии на границе с министром обороны Джимом Маттисом, который сидел рядом с ним во вторник, когда президент жаловался на то, что он назвал слабыми американскими иммиграционными законами.
Несмотря на исторически низкое число задержаний на границе в прошлом году, данные, вышедшие в среду таможенно-пограничной службой показали стойкий рост с начала года. В прошлом месяце 37 393 человека были задержаны пограничниками, до 26 662 в позапрошлом и 25 978 в январе.
Представители министерства обороны сказали, что Маттис поддержит предложение если они отразят применение сил, осуществлённое предшественниками Трампа, когда войска были отправлены в качестве поддержки, а не основной силы. Регулярная армия в целом не может по закону исполнять функции по соблюдению закона внутри страны, например, задерживать людей на границе. Но президент Барак Обама оправлял 1200 военных в 2010 году, а президент Джордж В. Буш 6000 человек в 2006 в качестве поддержки пограничникам.
Представители армии беспокоятся, что Трамп может не удовлетвориться уровнем использования войск Бушем и Обамой. Даже ограниченное применение, говорят представители Пентагона, принесёт свою долю проблем.
В 1997-м году, Эзекиль Хернандез-мл, 18-летний американский студент, был убит группой американских моряков во время поиска наркотиков в Редфорде, штат Техас, когда он гнал стадо коз. Хернандез был первым гражданским американцем, убитым регулярной армией после расстрела в Кентском университете в 1970 году, и этот случай заставил администрацию Клинтона приостановить использование войск рядом с границей.
Подобные происшествия и более трагичные могут произойти если Трамп отправит большое число воинов национальной гвардии, чтобы присоединиться к многочисленному персоналу уже охраняющему границу, говорят представители министерства обороны.
Министерство внутренних дел имеет 16 000 агентов на юго-восточной границе одновременно с 6 500 таможенниками в точках въезда. У таможенно-пограничной службы несколько дронов летают вдоль границы, у неё установлено 12 000 сенсоров, около 700 миль заграждений и используются другие технологии, включающие в себя инфракрасные камеры. Иммиграционно-таможенная служба управляет несколькими подразделениями, которые используют персонал других агентств, включая министерство обороны, наркоконтроль и казначейство.
Когда Маттис раскрыл Стратегию национальной обороны Пентагона, а Трамп свою Стратегию национальной безопасности несколько месяцев назад, оба пошли разными путями. Маттис придерживался схемы, которая шла бок о бок с доктринами внешней политики прежней администрации и говорил о важности укрепления, а не ослабления американских альянсов с другими странами. Трамп наоборот приправил свою речь ссылками на возведение стены вдоль границы с Мексикой.
Даже если Маттис попытается направить Трампа в сторону ограниченного использования войск, использовавшегося его предшественниками, президент «захочет это увидеть, – сказал Дой С. Закайм, главный бухгалтер Пентагона во время первого срока Буша. – Он захочет увидеть войска, буквально патрулирующие границу. Только дронов будет недостаточно».
Но если Мексика ответит, выведя войска на свою сторону границы, сказал Закайм, ситуация быстро ухудшится.
«Достаточно одной ошибки, – сказал он. Кто-то выстрелит. И что потом?»
Спустя два дня после публикации здесь, РБК пошло по пути РЕН-ТВ. Даже фотку другую поленились подыскать.
https://www.rbc.ru/politics/07/04/2018/5ac8034c9a79470283eef7ae?from=main