Миллионы перестали быть бедными. Коронавирус возвращает их назад
Эксперты говорят, что впервые с 1998 года глобальная бедность увеличится. По меньшей мере полмиллиарда человек скатятся на уровень нищеты к концу года.
Ей было 12 лет, когда она бросила школу и начала работать бесконечные смены на одной из фабрик одежды, повсеместно открывавшихся в Бангладеш, надеясь вывести свою семью из бедности. Её пальцы болели от пошива брюк рубашек, предназначенных на продажу в США и Европе, но 30 долларов, которые девушка зарабатывала каждый месяц, в первую очередь означали, что впервые за всё время её семья регулярно питалась и даже позволяла себе роскошь в виду курицы и молока. Десять лет спустя она устраивала своему ребёнку лучшую жизнь, о которой она и не мечтала.
Затем мир оказался закрыт, и Шахида Хатун, как и миллионы других низкооплачиваемых рабочих по всему земному шару, оказалась снова в бедности, о которой, как она думала, она уже забыла.
В течение пары месяцев коронавирус смёл глобальные достижения, которые достигались два десятка лет, оставив примерно два миллиарда человек на грани нищеты. Несмотря на то, что вирус косил всех без разбора, он неоднократно продемонстрировал своё воздействие на самые незащищённые части населения.
«Швейная фабрика помогла мне и моей семье выбраться из нищеты, – сказала 22-хлетняя Хатун, которую уволили в марте. – Но коронавирус снова спихнул меня туда».
Впервые с 1998 года Всемирный банк говорит, что глобальный уровень бедности будет расти. К концу года 8 процентов населения Земли, полмиллиарда человек, могут обнищать, в основном из-за пандемии, считают в ООН.
Хатун была среди тысяч женщин по всей Южной Азии, которые работали на фабриках, став частью рабочей силы, помогая миру бороться с бедность. Сегодня эти усилия попали под серьёзный риск.
«Все истории про женщин, вышедших на работу и избавивших свои семьи от нищеты, про программы, поднимавшие уровень жизни семей, эти истории будут легко стёрты», – сказал Абхиджит Банерджи, профессор Массачусетского технологического института, нобелевский лауреат 2019 года по экономике.
Хотя страдать будут все, развивающиеся страны получат самый сильный удар. Всемирный банк предполагает, что в Африке южнее Сахары случится первая рецессия за 25 лет, половина рабочих мест будет закрыто по всему континенту. Южная Азия, по всей вероятности, продемонстрирует худшие экономические показатели за 40 лет.
Большему риску подвержены люди, работающие в неформальном секторе, где трудоустроены два миллиарда человек, не имеющих льгот в виде пособий по безработице или медицинской страховки. В Бангладеш миллион работников швейной отрасли как Хатун – семь процентов трудоспособного населения, и многие из них были устроены неофициально – потеряли работу из-за изоляции.
Для Хатун, чей муж тоже был уволен, это означает, что знакомые муки голода снова заполнят её дни, и она влезет в долги к местному торговцу едой чтобы устроить всего одно скудное блюда из лепёшки и картофельного пюре в день.
Волны финансового шока могут остаться даже после вируса, предостерегают эксперты. Страны типа Бангладеш, которые много тратили на программы усовершенствования образования и здравоохранения, могут оказаться не в состоянии финансировать их.
«Появятся группы людей, которые взобравшись по лестнице свалятся снова, – говорит профессор Банерджи. – Было столько хрупких ячеек, семей, едва ли поддерживавших своё существования. Они окажутся в нищете и могут не выбраться из неё».
Достижения, оказавшиеся сегодня под угрозой, громко напоминают о глобальном неравенстве и о предстоящей большой работе. В 1990 году 36 процентов жителей Земли, или 1,9 миллиарда человек, жили на сумму менее 1,90 доллара в день. К 2016 году это число упало до 734 человек, или 10 процентов глобального населения, в основном из-за прогресса в Южной Азии и Китае.
Некоторые из лучших показателей пришли из Индии, где с 2006 по 2016 из-за черты бедности вышли 210 миллионов человек.
Начиная с 2000 года Бангладеш вызволил из нищеты 33 миллиона человек, 20 процентов населения страны, путём финансирования программ, обеспечивающих образование девочек, увеличения продолжительности жизни и повышения уровня грамотности. Голод, который некогда царил в Южной Азии, сегодня практически исчез, а население менее подвержено болезням и голоданию. Но этот прогресс может быть направлен в обратную сторону, беспокоятся эксперты, и финансирование программ по борьбе с бедностью может быть свёрнуто, поскольку правительства борются со стагнирующими показателями роста или сокращением экономики, так как мир движется в сторону рецессии.
В Индии в одну ночь миллионы рабочих-мигрантов стали безработными и бездомными после объявления правительством изоляции. В некоторых частях Африки миллионы могут остаться голодными после потери работы и нарушения сети доставки продовольственной помощи из-за изоляции. В Мексике и на Филиппинах иссякли источники денежных переводов, основная надежа семей, так как основные добытчики потеряли работу и больше не могут посылать деньги домой.
«Трагедия в том, что она циклична, – сказала Наталия Линос, исполнительный директор Центра здоровья и прав человека имени Франсуа-Хавьера Бануда в Гарвардском университете. – Бедность — это главный ключ к заболеванию, а болезнь это один из больших шоков, которые загоняют семьи в нищету и оставляет их там».
Когда дело доходит до пандемии типа вспышки коронавируса, говорит Линос, бедные ещё больше попадают под удар чем обеспеченные люди. Они не могут позволить себе купить еды про запас, что означает, что им приходится чаще ходить в магазин, увеличивая риск заболевания. И даже если у них есть работа, они вряд ли смогут работать удалённо.
Резолюция, по которой ООН должна ликвидировать бедность и голод и предоставить обучение всем к 2030 году сегодня кажется несбыточной мечтой. Более 90 стран попросили Международный валютный фонд о помощи. Но поскольку пострадали все страны, успешные нации могут испытывать трудности с предоставлением помощи развивающемуся миру или списать долги, к чему призывают некоторые страны и организации, предоставляющие помощь.
Чтобы избежать разорения больших групп своего населения, странам нужно тратить больше, считает Банерджи. В кризисные времена, как, например, после Второй мировой войны, экономика восстанавливалась потому, что правительства вмешивались в ситуации, предоставляя пакеты расходов типа плана Маршалла. Но пока стимулирующие программы и поддержка недавно потерявших работу слабы или вообще отсутствуют в большинстве развивающихся стран. В то время как США выделили почти 3 триллиона долларов в виде стимулирующих экономику выплат для помощи бедным и малому бизнесу, Индия планирует потратить всего 22,5 миллиарда долларов на своё население в 1,3 миллиарда, что в четыре раза больше американского. Пакистан, пятая по величине экономика в мире, пожертвовала около 7,5 миллиардов долларов, намного меньше японских 990 миллиардов помощи.
В Бангладеш на этой неделе несколько сотен швейных фабрик решили открыться, что абсолютно точно ухудшит статистику заражений коронавирусом. Однако работодатель Хатун остаётся закрытым. Владелец сказал работникам, что даже после пандемии у него может не оказаться работы для них. Спрос на одежду в западных странах может упасть если люди будут тратить меньше, сказал он.
Хатун беспокоится, что её с семьёй выгонят из маленькой комнаты, которую они арендуют в квартире с общей ванной и кухней. Если их вышвырнут, говорит она, они вернутся в деревню, откуда она уехала ребёнком десять лет назад, чтобы сделать свою жизнь лучше.
«Моя единственная мечта это дать моему сыну хорошее образование, – сказала она. – Я хотела, чтобы люди говорили: «Смотрите, хоть у него мать с швейной фабрики, её сын хорошо образован и работает на хорошем месте». Теперь эта мечта исчезнет».
Комментариев нет. Войдите чтобы оcтавить комментарий.